На берегах молочных рек

Чтобы работать прибыльно, надо стараться с большей выгодой продать свой товар при наименьших затратах...

Чтобы работать прибыльно, надо стараться с большей выгодой продать свой товар при наименьших затратах и делать так, чтобы ресурсы обходились дешевле. Эта, казалось бы, азбучная истина рыночной экономики порой теряется из виду. Особенно когда в АПК речь идет о цепочке от поставок сырья к реализации готовой продукции. И начинаются просьбы о повышении закупочных цен, а потом и отпускных… Покупатели же как в малом сельском магазине, так и в столичном супермаркете резонно спрашивают: «А где же предел этому поступательному движению?»

На днях к этой теме обратился и глава государства,  определяя в Могилеве приоритеты развития молочной отрасли. Эта отрасль АПК в Беларуси в числе основных и во многом передовых. Молочники первыми начали раскручивать бренды и по-современному продвигаться с ними на внутреннем и внешнем рынках. По стоимости экспорт молочной продукции у нас сравним с экспортом грузовых автомобилей  и тракторов: сотни миллионов долларов. И динамика у него завидная: за 2008 год поставки сыров и творога выросли в стоимостном выражении на треть, молока и сливок сгущенных — более чем на 20 процентов. По данным Минсельхозпрода,  его предприятия в 2008 году экспортировали продукции на 1,6 млрд. долларов, что на 29 % больше, чем в 2007 году. При этом в общей товарной структуре экспорта белорусской сельхозпродукции более 63 % приходится именно на молочную продукцию. Но в этом году рост должен быть еще более интенсивным: пора брать не ценой и традиционными направлениями сбыта, а открывать новые рынки, учитывая ситуацию мирового кризиса.

И тут позиция главы государства однозначна: закупочные цены на сельхозпродукцию повышаться не будут, а эффективность должна быть обеспечена за счет снижения затрат и себестоимости. Ценовые пределы уже видны, по словам Президента, «рынок уже нашел самую нижнюю точку равновесия и на этой точке закупочная цена на молоко, которое мы сейчас предлагаем хозяйствам, — до 25 % рентабельности. Подешевело углеводородное сырье, подешевели удобрения — за счет этого нужно стремиться снижать себестоимость. И в наших хозяйствах есть еще много вопросов организации труда, за счет которых можно сократить расходы», обратил внимание глава государства.

Белорусскому АПК на деле нужны более выгодные  условия для продвижения молочной продукции на экспорт. Поэтому и пошли на снижение закупочных цен на молоко на 10 %. При высоких закупочных ценах цельномолочная продукция менее конкурентоспособна на внешнем рынке. Напротив, повысить цены, значит, ударить по переработке, а следом, несомненно, по покупателям как у себя в стране, так и за рубежом. А покупателя надо любить, тем более когда на внешнем рынке кризис сбыта и все стараются любой ценой продать продукцию… 

Действительно, не совсем нормален экспорт в убыток при слишком высокой себестоимости отечественного продукта. А на внутреннем рынке рост цен на продовольственные товары, по официальным данным Белстата, на 3,3 % в январе по отношению к декабрю не устраивает ни государство, ни покупателей, ни большинство производителей. Тем более что рынок дает недвусмысленные сигналы о сокращении спроса по ряду продовольственных товаров. Незначительный рост продаж муки, круп, сахара и соли можно списать на мелкий побочный психологический эффект девальвации (впрочем, волна, поднятая службой новостей ОБС (одна бабка сказала), захлебнулась довольно быстро). Но вот продажи продукции животноводства сократились. При этом по росту цен вовсе не мясо с молоком были в лидерах. Быстрее дорожал в январе все тот же критический импорт: рыба и морепродукты — на 9,3 %, кофе — на 9,7 %, чай — на 14,4 %. Да, дороже стала говядина, но цены на мясо птицы упали в среднем на 1,1 %. Кстати, несмотря на либеральные нормы Указа № 70, никто не отменял государственное регулирование цен на  социально значимые товары — хлеб, молоко, кефир, лекарства, заявил журналистам директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Игорь Фомин.

13 февраля Белкоопсоюз и иранская компания «DiDAS Co» подписали договор о совместной деятельности по реализации инвестиционного проекта строительства в Минске общественно-делового и торгово-сервисного комплекса «Червенский». Инвестиции в проект превысят 160 млн. долларов при сроках реализации около двух лет. В целом же предприятия потребкооперации в 2009 году рассчитывают увеличить объем инвестиций в основной капитал на 23 %, до 305 млрд. рублей. Эти средства будут направлены на модернизацию консервных заводов, хлебозаводов и колбасных цехов, а также на реконструкцию рынков, обновление торговых предприятий.  

На мировых рынках тем временем подорожало  золото (более 960 долларов за унцию), укреплялся доллар (за 1 евро платили около 1,26 доллара). Негативные новости о состоянии экономики в странах Азии, и прежде всего в Японии, были сопряжены с сокращением спроса на топливо. В Нью-Йорке цены на нефть опускались ниже 35 долларов за баррель, в Лондоне котировки упали до 41 доллара.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter