«Мы хотим равных условий»

Генеральный директор Гродненской областной ассоциации фермеров Владимир Ушкевич – о проблемах и эффективности работы сельских частников

— Владимир Витальевич, с чем связано сокращение числа фермерских хозяйств на Гродненщине?

— Действительно, в прошлом году, впервые за много лет, их стало меньше: прекратили свою деятельность 24 хозяйства, а создано было только тринадцать. Причины тому разные. Одни разочаровались в таком виде деятельности, у вторых  не нашлось кому передать хозяйство по наследству. Третьи не выдержали конкуренции с более крупными производителями.

Вместе с тем радует, что те, кто остался, думают о перспективе, расширяют свои земельные участки. Сегодня в регионе насчитывается свыше 350 фермерских хозяйств, за ними закреплено около 20 тысяч гектаров земель. В среднем на одно такое фермерское хозяйство приходится более 50 гектаров сельхозугодий.

— Прошлый год в производстве продукции стал далеко не лучшим для многих сельхозпредприятий области. А как сработали фермеры региона?

— Сложным он был и для фермерских хозяйств. Достичь намеченных показателей удалось только по зерновым культурам. Произведено 37 тысяч тонн зерновых и зернобобовых, что составило 105,3 процента к уровню 2012 года. А вот по картофелю и овощам получен значительный недобор. В то же время удельный вес овощей составил 11 процентов от всей произведенной продукции растениеводства, картофеля — 3,2 процента.

— Насколько успешно справляются гродненские фермеры с продажей выращенного урожая?

— Проблем со сбытом продукции, кроме свинины, не было. Картофель и овощи шли на ура и по хорошей цене. Недавно, к примеру, звонили россияне с просьбой помочь найти им 100 тонн клубней. Пришлось их разочаровать.

Правда, поставки фермерской продукции на экспорт практически не растут из-за небольших объемов и разрозненного производства. С 2015 года мы будем работать в условиях ЕврАзЭС. Это означает, что конкуренция на рынке станет еще серьезнее. Чтобы решить эту проблему, наши фермеры приступили к созданию кластеров. Первый опыт такого объединения появился в Лидском районе. Там десять фермерских хозяйств объединились для совместного выращивания и сбыта огурцов. Есть договоренность об отправке этой витаминной продукции российским потребителям.

Но при кооперировании не обходится без сложностей. Многие фермеры вышли из колхозной системы и, став хозяевами, почувствовав свободу, не особо рвутся вновь объединяться, хотя без этого никак нельзя. Стоит ли покупать каждому трактор и тратить на это большие деньги, если его можно приобрести вскладчину на несколько небольших хозяйств. Сегодня также необходимо думать и о совместном строительстве современных овощехранилищ, цехов для мойки урожая, фасовки товара. Очевидно: одному фермеру это не под силу.

— Что мешает фермерам региона работать эффективно?

— Одна из главных бед сегодня — неплатежи, не лучшим образом сказываются на работе дорогие кредиты и неразвитость финансового рынка.

Не всегда фермеры находят взаимопонимание с местными чиновниками. Если, скажем, специалист райсельхозпрода вполне серьезно заявляет, что фермеры должны искать удобрения сами или через ассоциацию, а не напрягать райисполком, то меня такая позиция очень беспокоит. В первую очередь именно в районах должны помогать развитию фермерских хозяйств.

Очень часто возникает земельный вопрос. Это и понятно: какой нормальный хозяин отдаст свои лучшие земли? Стараются выделить похуже, хотя в законе прописано, что балльность выделяемой фермеру земли должна быть не ниже среднерайонной. Но так получается далеко не всегда.

Необходимо менять позицию и к фермерам, занимающимся производством свинины. Сегодня они приравнены к личным подсобным хозяйствам. Поэтому требуются соответствующие изменения в действующем законодательстве. В связи с появлением очагов африканской чумы свиней с трудом удалось отстоять фермерские хозяйства, которые находятся недалеко от крупных свиноводческих комплексов. Зачем, спрашивается, закрывать принадлежащие фермерам успешные свиноводческие объекты, если там соблюдаются все предписанные инструкцией санитарные нормы и правила?

Считаю, что все сельхозпроизводители в стране должны находиться и работать в равных условиях. В то же время в Республиканской дорожной карте развития сельскохозяйственного производства до 2020 года, что теперь активно обсуждается на всех уровнях, ни слова не сказано о фермерских хозяйствах.

— Но за счет бюджетных средств компенсируется часть приобретаемых фермерами минеральных удобрений, есть решение Правительства о выделении им в лизинг сельскохозяйственной техники, предоставлены и некоторые другие льготы.

— Это так. Действительно, фермерским хозяйствам начали выделять технику в лизинг. Однако там жесткие условия, которые подходят далеко не для всех. Если, скажем, в хозяйстве менее пятидесяти гектаров земли, оно не может взять в лизинг трактор. В аналогичной ситуации оказались и фермеры, которые работают менее трех лет. Хотя именно этим людям в первую очередь нужен такой лизинг, чтобы начать и развивать свое производство.

— Владимир Витальевич, каковы перспективы фермерского движения на Гродненщине?

— Хорошие. Оптимизм вселяет уже то, что в его ряды все чаще вливаются молодые люди, недавно окончившие аграрные вузы. Фермеры региона потихоньку развиваются, укрепляют свою материально-техническую базу, расширяют площади земельных угодий. Но хотелось бы, чтобы это развитие шло более интенсивно.

Есть, правда, и те, кто работает по старинке. Их удовлетворяет то, что они сегодня имеют. Но перспектив, на мой взгляд, у них нет. Широкий горизонт открывается только перед теми, кто внедряет в производство новое, передовое, четко выполняет все технологические приемы

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter