Участница фестиваля Александра Борщевская.
ФОТО БЕЛТА.
В течение трех дней город, праздновавший еще и свое 610-летие, был одной большой концертной площадкой. Накануне в нем благоустроили центральную площадь, отремонтировали летний амфитеатр, открыли мемориальную доску в честь земляка Станислава Казуро — белорусско-польского композитора и музыканта. Любительские фольклорные ансамбли и виртуозы игры на народных инструментах на фестивале традиционно боролись за награды конкурса «Кто кого?».
Литовский коллектив «Музыканты Купишского края» к конкурсной репетиции приступил прямо на ступеньках Дома культуры. Агроном, фермер, медсестра и юрист лихо растягивали меха бандоний (кнопочных аккордеонов) и трещали на инструменте с загадочным названием «румбе». Это, объяснил барабанщик, а по профессии — кузнец Гинтаутас Вайтонис, рифленая доска, с помощью которой прабабушки гладили белье.
— Хотим порадовать слушателей «Полькой Станислава», а также перенять технику игры на народных инструментах у других участников.
На юбилейном фестивале столько зажигательных артистов! Хоть сейчас пустился бы в пляс с ансамблем «Солнечная Грузия»! Жаль, но предпенсионный возраст и больная нога не позволяют.
На юбилейном фестивале столько зажигательных артистов!
В разговоре со мной художественный руководитель ансамбля «Шчодрыца» Минского городского Дворца культуры Ирина Вакульчик вспомнила поговорку: «Без гармонiка, дуды ножкi ходзяць не туды». Все эти инструменты я увидел в творческой лаборатории Анатолия Соболя, члена жюри конкурса «Кто кого?» и руководителя поставского фольклорного ансамбля «Паазер’е»:
— Гармошки — самый проблемный инструмент для фольклористов после закрытия фабрики в Молодечно. За гармошку, сделанную классным мастером на заказ, настоящий музыкант четырех тысяч долларов не пожалеет! С аутентичными диатоническими цимбалами, которые, в отличие от современных, действительно звенят, у нас все хорошо. От местных груздовских мастеров с 1960‑х годов запасы остались. А вот — дуда. Ее нам подарили. В детской школе искусств, которую я возглавляю, планируем открыть класс, чтобы обучать ребят игре на этом инструменте.
К слову, двое учеников Поставской ДШИ стали победителями фестиваля в номинации «Наставник — ученик». Это баянист Александр Ижмайлович и цимбалистка Дарья Гучек. Если же говорить о взрослых исполнителях‑лауреатах, то диплом I степени получила цимбалистка оркестра баянов и аккордеонов Новополоцкого государственного музыкального колледжа Анна Матвейко:
— В Поставах у нас много концертов было. В том числе в костеле Святого Антония Падуанского, где я играла романс. Там акустика особенная. Звук от стен отражается. В будущем хочу поступить в консерваторию. Мечтаю попасть в национальный оркестр им. И.Жиновича.
Фольклор объединил на поставских улицах гостей из разных стран.
Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра Беларуси им. И.Жиновича Михаил Козинец, являющийся председателем жюри конкурса «Кто кого?», заметил, что для большинства исполнителей это не просто шоу:
— Музыканты едут в Поставы, чтобы показать то сокровенное и близкое, что есть на их родине. Жюри здесь — формальность. Главную оценку конкурсантам выставляет зритель.
Не зря, наверное, зрители кричали «Браво!» столичной «Шчодрыцы». Дипломы лауреатов I степени в номинации «Ансамбль» — у них, у «Музыкантов Купишского края», а также у ансамбля «Стрэчанне» Дворца культуры Мозырского НПЗ. Руководитель его оркестра Дмитрий Тихиня признался, что на гармони играет с 3 лет:
— У меня музыкальное образование. Однако написанные мной для коллектива фантазии на народные темы «Замалёўка на вячорках», «Вясковы найгрыш на гармонiку i цымбалах» — из детства. Похожую музыку играли мой дед и другие родственники, жившие в деревнях Зеленочи и Руденка Калинковичского района Гомельской области.
Приятно, что во время фестиваля «Звiняць цымбалы i гармонiк» эту музыку не забывают как любители, так и профессионалы.
СПРАВКА «СБ»
За 30 лет на Международном фестивале народной музыки «Звiняць цымбалы i гармонiк» выступили 600 творческих коллективов из 20 стран.