Композитор Евгений Ксеневич уверен: фундамент популярности любого артиста — репертуар

«Моя миссия — белорусская песня»

Творчество должно объединять, а не разобщать, уверен композитор Евгений Ксеневич

Композитору и куратору художественных арт-проектов Евгению Ксеневичу повезло: он был знаком со многими известными творческими людьми. В Минске жил на одной улице с Петром Глебкой, Владимиром Короткевичем, Петрусем Бровкой, Иваном Науменко и ходил с нашими классиками в один и тот же книжный магазин — «Веды». Он автор более 1000 песен на стихи белорусских и зарубежных поэтов. Их поют заслуженный артист Беларуси Александр Солодуха, ансамбли «Новый день», «Шкляры» и многие молодые исполнители. В мае Евгений Ксеневич отметил 70-летие. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о творчестве, музыкальном ремесле и перспективах развития отечественной культуры.

«Ноты живут долго»

— Евгений Антонович, за 55 лет творческой деятельности вы написали столько песен! Какова их судьба?

— Каждый год я регистрирую в авторском обществе 100 своих песен. Сейчас редактирую, отбираю лучшие варианты, занимаюсь аранжировками, публикую. Из написанных мною произведений можно составить достаточно полную хрестоматию. В нее войдут произведения на стихи многих поэтов, в том числе наших классиков — Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Пимена Панченко, а также современников — Виктора Шнипа, Алеся Бадака и других. К слову, недавно я получил медаль «Максим Богданович» от Минского городского отделения Союза писателей Беларуси. Для меня это важный знак признания моей работы.

А какова судьба моих песен?.. Я знаю, что ноты живут долго и своего часа талантливая песня всегда дождется.

— Как началось ваше сотрудничество с Александром Солодухой?

— Саша — большой профессионал и трудяга. Мы познакомились много лет назад, я просто предложил ему свои песни. Он сразу понял, что этот материал может выстрелить. Я рад, что моя песня «Лет лебединый» на стихи Петра Вегина, появившаяся в репертуаре Солодухи в далеком 1993 году, звучит на всех его концертах до сих пор. Я, кстати, написал и рок-оперу на слова Петра Вегина, и «Лет лебединый» там заглавная песня. Увы, белорусские театры не проявили пока к ней интерес. Мне вообще странно, что белорусские театры не проводят сегодня музыкально-поэтические вечера. Публика любит такой формат. Можно сделать фонограмму, сколотить гастрольную бригаду из 3—4 артистов и возить эту программу по стране.

— Многолетнее сотрудничество связывает вас и с жодинским ансамблем «Новый день».

— Да, Жодино — моя малая родина, а «Новый день» — известный жодинский коллектив. Его хорошо знают и в нашей стране, и за ее пределами. Впервые я услышал этот ансамбль на фестивале «Белазовский аккорд», который считаю третьим по значимости фестивалем песенного творчества после «Славянского базара в Витебске» и Национального фестиваля поэзии и песни в Молодечно.
«Я родился в семье учителей, и песня всегда звучала в нашем доме. В студенческие годы пел в молодежном ансамбле. К нам на репетиции приходил известный белорусский композитор Генрих Вагнер, песни которого мы исполняли».
В конце апреля мы провели двойной юбилейный концерт в Жодино: «Новому дню» исполнилось 15 лет, а мне — 70. Был продан весь зал. Своих школьных друзей с трудом усадил в первый ряд, который организаторы оставили для выступающих и почетных гостей. «Новый день» — уникальный коллектив, который продолжает мелодические традиции, заложенные Владимиром Мулявиным и его «Песнярами». Теперь хочу сделать с этим коллективом тур по Беларуси. Уверен, зрители к нам пойдут. Сделаем и концерт в Минске.

В нашей культуре, песенной эстраде, на мой взгляд, сейчас переломное время. Игорь Лученок, Эдуард Зарицкий, Михаил Дриневский, Михаил Козинец, Михаил Финберг ушли, заменить их невозможно. Это были глыбы. Ушла целая эпоха. Многие прекрасные белорусские артисты из-за возраста уже заканчивают свою активную творческую деятельность. Выступают мало, ничего нового не поют. Поэтому я работаю с молодыми солистами и коллективами, надеюсь, что их скоро услышат.

Недавно Центр национальных культур наградил меня грамотой за укрепление белорусско-российских культурных связей и издал сборник моих песен. Его разослали за рубеж — в США, Аргентину, Уругвай, Италию, Польшу… Значит, они зазвучат и там. Есть же еще и зарубежные песенные белорусские коллективы. Многие из них со мной связываются. Обращаются ко мне и родители талантливых детей, понимающие — чтобы ребенка услышали, нужны свои песни. Так что творческих контактов мне хватает.

Прямое попадание в сердце

— А как сейчас обстоят дела с авторскими правами?

— Верю, что и правовая культура в нашем обществе будет расти. В этом направлении, конечно, уже сделано многое, в том числе благодаря Эдуарду Ханку и Олегу Молчану, но этого еще недостаточно. Я как автор неоднократно сталкивался с человеческой нечистоплотностью, неблагодарностью. Механизм выплат гонораров авторам надо совершенствовать. Радует, что борьба с пиратством сегодня значительно продвинулась вперед. Верю, когда мой сын Антон подрастет, он будет петь уже на другой эстраде.

— Готовите его для сцены?

— Гены на задавишь. Антон очень артистичный мальчик, много работает, уже выступает на большой сцене. Сейчас главное для него — получить полноценное общее и музыкальное образование, развить голос…

Еще раз хочу вернуться к репертуару. Вот прекрасный пример — ансамбль «Песняры». Основа любой успешной карьеры артиста или коллектива — репертуар. У «Песняров» он был уникальный, узнаваемый, широкий, запоминающийся. Их песни попадали прямо в сердце.

«Всё вернется на круги своя»

— Евгений Антонович, помимо музыки, вы ведь еще куратор многих художественных проектов, в конце 1980-х открыли многих художников для широкого круга. Эта эпоха тоже закончилась?

— Если говорить о так называемом белорусском авангарде второй волны, то это вполне сложившееся направление, которое было широко развито во время и после перестройки. Оно дало много новых интересных имен. К сожалению, многие уже ушли из жизни, например Виталий Чернобрисов, Алексей Жданов, Сергей Малишевский, Андрей Плесанов. Другие уже написали свои лучшие работы, и они давно в коллекциях. Это был прекрасный период протяженностью около 40 лет, и он в основном закончился.

Сейчас пришло время для осмысления, издания каталогов, монографий, серьезных выставок. Об этом надо говорить отдельно, неспешно. Это, безусловно, очень сильный период в истории нашего искусства. Счастлив, что мне довелось в этом участвовать, удалось многое собрать, провести хорошие музейные выставки. Работа будет продолжена и дальше.

Я вижу, что сегодня современная культура замерла в связи с историческими потрясениями, но я верю в ее потенциал, верю, что впереди возрождение и консолидация сил. Будет большой культурологический взрыв. Придет новая волна имен и деятелей культуры.

— Что дает вам повод для оптимизма?

— Я думаю, все вернется на круги своя. Запад пересмотрит свое отношение к Беларуси во всех областях, потому что обвинять нас не в чем. Сближение пойдет с двух сторон. У нашей страны такая судьба — дружить с соседями, быть культурным мостом между Востоком и Западом. Мы не можем надолго оставаться без международных контактов. Сейчас тяжелый период, который наверняка пройдет. Возрождение железного занавеса, который Запад нам так навязывает, сегодня невозможно. Времена холодной войны не могут вернуться. Нижняя точка конфликта уже пройдена. Скоро начнется сближение и потепление, потому что сами человеческие отношения, мировая экономика и культура так устроены. Санкции и разлад никому не выгодны и не нужны. Белорусы — миролюбивая, толерантная нация, пострадавшая от геноцида во время Великой Отечественной войны и чернобыльской катастрофы. Мы никому не желаем зла.

Благословение классика

Когда Евгению Ксеневичу было 16 лет, Максим Танк сказал ему: «Пиши свои песни, если пишется, никого не стесняйся». Потом знаменитый поэт подписал для него книжку: «Жэню грошай у кішэні!».
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter