Моя Америка с другого берега

Почему многие студенты не желают снова ехать за океан?

Почему многие студенты не желают по второму разу ехать на заработки за океан?

После 11-часового перелета я вышла из самолета и просто остановилась: идти некуда. Ни работы, ни жилья, ни телефона. Если бы родители знали, куда отправляют любимую дочку почти на треть года, никогда бы не отпустили…

Каждое лето тысячи белорусских студентов отправляются на заработки в США. В прошлом году посмотреть на страну фастфуда, ковбоев и небоскребов отправилась и я с подругой. Программа рассчитана на лето, но волокита по оформлению тянулась год. Два листа с суммами на переводы, пошлины, взносы, без которых не видать заветной визы, дешевые авиабилеты (с бронью за полгода) — все это стоило на то время 1,5 тысячи долларов. Еще 500 — с собой, на всякий случай. Деньги дали, естественно, родители. Брать стыдно, но мы, полные решимости, обещали: все отработаем, все вернем.

Имея такие обязательства, быть разборчивыми к работе не приходилось: брались за любую. В моем курортном городе на берегу Атлантического океана нашлась вакансия в отеле на полдня. Уборка с детства была для меня самым страшным наказанием, а здесь стала еще и работой. Пять часов я разносила в каждый номер полотенца, пылесосила ковры, насухо вытирала ножи и вилки из посудомоечной машины. Поначалу расстраивалась, потом привыкла. Да и зарплаты первые стали появляться, которые все же радовали. А вот работ после обеда и до ночи у меня был целый калейдоскоп: торговала турецкой одеждой, пускала мыльные пузыри в парке аттракционов, делала хот-доги на пляже, была официанткой в пиццерии. Но через несколько дней по разным причинам уходила. К середине июля наконец удержалась в магазине сувениров на набережной.

На каждой из работ хватало всякого: в отеле чаевые из моих комнат могли унести другие работники, бракованные сувениры босс заставлял склеивать и продавать, в хот-доги на пляже, бывало, шли сосиски со странным запахом, а от шампуня, которым заправляла пистолет с пузырями, руки покрылись коркой. Да, все это я делала. «Не нравится — уходи. Таких, как ты, — сотни. Вы для меня все на одно лицо», — ответ на все мои «а почему». Что такое больничный, американцы тоже не знают. Не вышла на работу — уволена. Так своего хлеба лишилась моя подруга. Та же система с опозданиями: задержался на 15 минут — до свидания.

Вот тебе и «американская мечта». А ведь я в этом конвейере не первая. Главное, за что я очень обиделась на своих друзей, людей в плане Америки бывалых: почему не сказали о трудностях? Ведь все взахлеб тараторили о дискотеках и морских прогулках, показывали стопки фотографий на фоне Манхэттена и Ниагарского водопада. Но никто и словом не обмолвился, что все лето в режиме с 9 утра до 12 ночи я буду работать, работать и еще раз работать. Автоматически улыбаться, не забывать прибавлять к цене 8 процентов налога, толкаться на распродажах и никогда не знать, что будет завтра.

Для белорусских студентов Америка очень разная. Кто-то по колено в воде чистит селедку на Аляске, кто-то продает ракушки на пляжах Майами, кто-то жарит картошку в Чикаго, самые смелые покоряют ночной Нью-Йорк. Но, где бы ни оказался полулегальный студент, безоблачным у таких «понаехавших» лето в Штатах по определению не будет. А как следует подготовить к такой поездке наши фирмы не особо жаждут. Так и едем год за годом, на авось.

Американцы, как люди воспитанные, пытались восхищаться нашей смелостью и деликатно говорили: вы храбрые. Но на их лицах читалось: вы сумасшедшие. Им не понять, как родители могли отпустить за океан своих дочерей, которым едва стукнуло 18?

Сказать, что мы приехали наивными, — не сказать ничего. Одних моих знакомых обокрали, других избили, третьим отказали в медицинской помощи. Причем все это происходило в стране с абсолютно другим менталитетом. Мы не знали, что самыми дорогими вещами для человека могут быть машина и микроволновка. Не знали, что фраза «Ты хочешь выгулять собаку?» на дискотеке значит привычное в тех кругах: «Пошли на улицу, покурим марихуану». Не знали, что всех студентов из стран бывшего Союза причесывают под одну гребенку — «русские» и что все они на американской земле становятся друг другу волками.

К середине лета заскучавшие родители освоили «скайп»: теперь мы не только говорили, но даже махали друг другу рукой в монитор. Мама сообщала, что на даче, как никогда, уродились ягоды. Я через силу улыбалась и успокаивала родителей железными аргументами: «Зато здесь Макдоналдс дешевле, чем в Минске». Сезон вишневых и сливовых компотов мы променяли на содовую и коктейли с размолотым льдом, вместо земляники уплетали пончики и чипсы…

Сейчас студенты опять массово отъезжают покорять США. Многих из них ждут непростые испытания на чужой земле. Только они об этом пока не догадываются. Рекламные буклеты и все описания программы о трудностях умалчивают. А на слово мне не верят. Друзья с завистью рассматривают фото на фоне стеклянных небоскребов, подружки обсуждают одежду с этикетками фирм, которую раньше мы видели только в модных журналах. Окрыленные будущим заработком, модными айфонами и брендовой обувью, они едут строить свою «американскую мечту».

Истинную ее цену они узнают уже по ту сторону океана.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter