"Морские" болезни Немана

"Гродно - крупнейший морской порт".
"Гродно - крупнейший морской порт". Таких слов не найти в справочниках и туристических путеводителях. Хотя, в принципе, превратить это, на первый взгляд, анекдотическое утверждение в реальность можно. И с большой прибылью для государства. Начальник Гродненского участка Днепро-Двинского предприятия водных путей Валерий Капитанов уверен, что 4 миллиона тонн белорусских грузов, ежегодно привозимых в морской порт Клайпеды по железной дороге, гораздо дешевле доставлять туда по Неману. Один пример: буксирный теплоход с двигателем, как у КамАЗа, способен тянуть по реке 350-тонную баржу. К тому же есть международное соглашение, в котором оговорено, что если следующее по реке судно не причаливает к берегам, принадлежащим той или иной стране, власти обязаны пропускать его без претензий. А в том, что самый короткий путь к Клайпеде - через Неман, можно легко убедиться, открыв атлас.

Основное препятствие - плотина Каунасской ГЭС. В ее проекте сначала был предусмотрен судоходный шлюз, но когда финансирование строительства электростанции возложили на бюджет тогда еще Литовской ССР, экономные прибалты решили деньги на шлюз не тратить. Руководство БССР, очевидно, не придало этому значения и не возразило соседям. С тех пор водный путь к Балтийскому морю для белорусов закрыт. А сегодня такой шлюз принес бы выгоду и литовцам: там востребована наша речная строительная техника, да и для рыбоводства это было бы полезно. В то же время в Гродненском порту простаивает без заказов сложное оборудование вроде плавкранов. Те же литовцы как-то заинтересовались возможностями порта, хотели углубить русло своего Нямунаса, однако не нашли денег - частной судоходной компании оплата таких работ не по карману.

Интересуются соседи и добычей сырья для строительных материалов со дна рек. "Земли в Литве дорогие, и копать "лунные кратеры" на плодородных почвах никто не хочет, - говорит Валерий Капитанов. - А подводная среда, как показали исследования ученых, восстанавливается в течение двух лет. Опять же эти технологии у нас сохранены, и мы могли бы взаимовыгодно обслуживать прибалтийских заказчиков".

Есть еще одно препятствие - низкий мост в литовском городе Пренай. Но при обоюдном желании государств такую проблему можно было бы решить. В общем, чтобы "оживить" эти 500 километров реки, нужны одноразовые вложения. Естественно, что все надо делать с умом, и если где-то создавать необходимое для судоходства углубление или даже водохранилище, то за ним нужно ухаживать, поддерживая не только инженерную часть, но и населяющую его живую природу.

А если будет прямая дорога, гости приедут сами, убежден начальник участка. Ведь когда-то с гродненской пристани отправляли множество грузов: и зерно, и лес. Флот как любой вид транспорта не создает материальных ценностей. Ему нужен социальный заказ. В России все началось с ботика Петра, но огромный флот вырос только благодаря политической воле государства. Гродненский порт тоже экипировался когда-то усилиями всего Советского Союза. Корабли везли сюда даже с Волги. Здесь их собирали, оснащали. А теперь отказаться от них жалко, но и заработать, чтобы обеспечить свое существование, они не могут. Качаются, законсервированные, в затоке. А могли бы плавать и плавать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter