Молодая гвардия Лунинца. Об этом партизанском отряде на Брестчине ходили легенды

О деятельности небольшого подполья “За Родину!” бригады имени Кирова, в который тринадцатилетней девочкой пришла Валентина Билевич, в Лунинецком районе был наслышан каждый, а в Перми в 1991 году была выпущена книга, посвященная юным молодогвардейцам.

Перелистываем с Валентиной Вячеславовной старые тетради, страницы дневников и воспоминаний, рассматриваем фотографии военных лет. На одной из них – группа серьезных подростков, не по годам уверенно глядящих в объектив камеры. На вид мальчишкам и девчатам не больше шестнадцати. Самое время мечтать о выбранной профессии, ходить в походы с друзьями, переживать радости первой любви... Но для ребят с этой пожелтевшей фотокарточки шестнадцатую их весну навсегда перечеркнула война.
— Я стала сотрудничать с партизанским отрядом после того, как туда ушли все мои товарищи, – рассказывает Валентина Вячеславовна. – Моя мама Елена Григорьевна работала в Лунинце учительницей, поэтому к нам часто забегали ее ученики, с которыми я успела сдружиться. Ребята были постарше меня на пару-тройку лет. Шли в партизаны семьями, потому что как раз тогда гитлеровцы стали угонять в Германию молодых здоровых работоспособных лунинчан. Это была настоящая трагедия для маленького городка. Все понимали: назад дороги не будет. Если насильно увезут в Германию, на родину уже вряд ли вернешься: или погибнешь, или навсегда станешь врагом родной страны – любые связи с иностранцами тогда считались преступлением, все хорошо знали про 58-ю статью. И неважно, вольный ты или невольный пленник. Но главное, что все мы были патриотами. Молодые ребята уходили в подполье, чтобы бороться и мстить. Стали воевать с врагами Женя Жиляев, Володя и Коля Колб. Я вначале опасалась, как воспримут меня в отряде, совсем ведь девчонка. Но недаром говорят, что беды закаляют людей, делают их старше и мудрее. Пришлось повзрослеть намного раньше, чем хотелось бы...
К 1943 году в Лунинце почти каждый дом был занят немецкими солдатами. Они вальяжно размещались в коммунальных квартирах, за чашкой чая в общей кухне беседовали о планах вермахта, обсуждали предстоящие операции. “Мне нужно как можно больше сведений!” – строго приказывал своим юным орлятам комиссар отряда. Фрицам и в голову не приходило, что крутящиеся рядом белорусские “киндер” не только понимают, о чем они говорят, но и запоминают ценную информацию. Валю Билевич в подполье ценили: она не только приносила комиссару нужные сведения, доставала для солдат перевязочный материал, лекарства, теплые вещи, но и отлично справлялась с топографическими задачами.
– Помню, как нам пришлось составлять карту города, – вспоминает подпольщица. – По кусочкам. Кто-то отвечал за один район, кто-то – за соседний. Зарисовывали доты, железнодорожные пути, склады, аэропорт, ложный аэропорт... Все это было необходимо для действующей армии. Хранились эти кусочки у нас дома за большой картиной. В те дни как раз арестовали маминого брата дядю Толика с женой и грудным Гришенькой. Немцы почему-то не сразу сделали обыск у родственников, и я успела перепрятать части карты. В отряде все вздохнули с облегчением, потому что если бы гитлеровцы обнаружили, что мы передаем сведения своим, нас бы ждало одно из двух: или повесили бы, или расстреляли... А карта, кстати говоря, не только помогла, сыграла важную роль в жизни семьи в борьбе с фашистами, но и спасла самого дядю Толю и других арестованных, которых везли на поезде в концлагерь в Барановичи. Мы передали бойцам имеющиеся у нас сведения, и они взорвали железнодорожное полотно. Состав сошел с рельсов, а обреченные на смерть пленники спаслись.
Однажды Валя Билевич привела в отряд парня, ставшего много лет спустя ее мужем. Красавец Николай работал электриком в местном штабе немцев, заходил чинить свет в дом к Елене Григорьевне. Там и заприметила его девчушка. Предложила уйти в подполье. Николай не раздумывал ни минуты. В то страшное время горячее желание помочь Родине, приблизить победу было у людей настолько сильным, что о риске никто не думал. Кругом война, бомбежки, смерть – до мелочей ли?..
Приходилось партизанскому отряду “За Родину!” принимать участие и в подрыве вражеских поездов, и в подготовке ликвидации предателя, которого, впрочем, у молодых патриотов так и не получилось “устранить физически”: изменник, почувствовав, что за ним идет охота, скрылся. Ребята обучались обращению с боевым оружием, тренировались стрелять из пистолета... Когда в город пришла Красная Армия, повзрослевшие мальчишки из партизанского отряда провели с родными только один день: поступил приказ отправляться на фронт... Домой из юных, подающих надежды ребят не вернулся никто. А до наших дней из лунинецких молодогвардейцев дожила только Валентина.
Об их маленьком, но очень храбром отряде уралец Сергей Балахонов рассказал в изданной в 1991 году в Перми книге под названием “Тропинки привели к дороге”, подробно повествующей о деятельности белорусского подполья из маленького города Лунинца...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter