Источник: Знамя юности
Знамя юности

За воровство 12-летнюю Любу из Могилева направили в спецшколу закрытого типа. Получится ли у нее исправиться?

Мое и чужое

Двенадцатилетнюю Любу Ш. из Могилева пару недель назад направили в спецшколу закрытого типа. За что девочке выставили стойкий неуд по поведению, как она попала в криминальный переплет и какой получила шанс на исправление? Корреспондент «Знаменки» разбиралась в ситуации.


В дело вмешалась милиция

В шестой класс одного из новых микрорайонов Могилева Люба пришла минувшей осенью. Ребята приняли ее сдержанно. Но с одной из одноклассниц школьница сошлась с первых же дней. Маша помогала новой подружке с учебой, девочки вместе проводили время и после уроков. Однажды новенькая напросилась к приятельнице в гости. Пили чай, играли. На дружественной ноте разошлись. А спустя некоторое время хозяева обнаружили, что куда-то бесследно исчезли золотые колечко и цепочка. Позже время от времени из квартиры стали пропадать и деньги. Тень подозрения пала в том числе на подружку дочери. Однако шума родители поднимать не стали, Маша по-прежнему доверяла однокласснице. 

Гром грянул в конце учебного года, когда из квартиры в оче­редной раз исчезли деньги – 50 евро. Од­новременно пропали и Машины ключи от дома. В дело вме­шались милиция и следствие. Старший помощник прокурора Могилева Елена Дубровская констатировала:

– Как выяснилось, на чужое позарилась Люба. Девочка призналась и в других случаях воровства. 

Всего у маленькой нарушительницы закона насчитали четыре эпизода. 

Дефицит денег или любви?

Золото к хозяевам вернулось, однако темные страницы из жизни школьницы уже не вычеркнуть. Хотя и уголовное дело в силу юного возраста возбудить невозможно. Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Администрации Ленинского района Могилева Людмила Иванчикова напомнила, что у школы и милиции накопились вопросы и к родителям девочки:

– Точнее, к ее матери, 37-летней Веронике Сергеевне, которая развелась с мужем и одна воспитывает пятерых детей. Люба – старшая, а младшему нет и годика. Семья ранее была признана находящейся в социально опасном положении, потому ее взяли на особый контроль. Учитывая сложное материальное по­ложение, семье помогали и государство, и благотворительные организации.

Нехватка денег спровоцировала школьницу на воровство или же другой дефицит – любви и внимания? Когда именно девочка споткнулась в первый раз? Ответы на эти вопросы искали специалисты разных ведомств. К сожалению, самый близкий Любе человек – ее мама – последней заметила, что с ребенком происходит что-то не то. На суде, где решалась дальнейшая судьба ее дочери, Вероника Сергеевна заявила:

– У меня не получается справиться с дочкой. Вроде объясняю ей, что можно, а что нельзя, но такое чувство, будто она меня не слышит. Хотя заботой и вниманием я ее не обделяю.

«Лишних» дорогих вещей в доме многодетная мама, похоже, не заметила. Или предпочла об этом промолчать?

Работа над ошибками

Люба тоже оказалась немногословной. Она призналась, что ворованные деньги потратила на сладости. Домой конфеты и печенье не приносила – боялась, «мама заругает». Почему решилась взять чужое? Этот вопрос оставила без ответа. 

Суд принял решение направить школьницу в закрытую спецшколу сроком на один год. Людмила Иванчикова напомнила, что практика такой корректировки поведения применяется во многих странах:

– Есть надежда, что подобная встряска поможет и самому ребенку, и его маме переоценить ситуацию, посмотреть на нее со стороны. А еще – сделать определенные выводы, провести собственную работу над ошибками. 

С начала нынешнего года в закрытые спецшколу и колледж получили «путевки» пятеро могилевских школьников. А недавно в одном из судов города началось рассмотрение дела в отношении еще одного подростка. Елена Дубровская уточнила:

– Этот 16-летний парень, напротив, из хорошей семьи с достатком, совершал угоны автомобилей. Кроме того, неоднократно привлекался к административной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, без водительских прав и другие. 

Страсть парня к технике проявилась еще в раннем детстве – тогда, когда дедушка на 12-летие подарил внуку машину и научил ею управлять. Подросток также рискует попасть в закрытое спецучилище, где, кроме всего прочего, ему предстоит пройти курс лечения от алкогольной зависимости. 

markova@sb.by

КОМПЕТЕНТНО

Алла Дзяланкая, психолог, руководитель Центра эффективных персонал-технологий «Человеческий капитал»:

– Что толкает подростка на воровство? Причин много. В таком возрасте очень важно быть своим среди своих, то есть принадлежать к определенной группе. А это и определенная модель поведения, и одежда, и поступки. Есть и такое понятие, как ролевая модель. Когда родители подобные поступки не осуждают (а то и радуются), тогда и дети не видят в них ничего крамольного. Одиночество, заброшенность – ребенок может пойти на воровство еще и потому, что хочет привлечь к себе внимание. Или из-за небольшого материального достатка – когда вещь хочется иметь, но средств на ее покупку нет. Никто не отменял и клептоманию. Все это говорит о том, что в каждом случае следует разбираться отдельно. Но самое главное – с ребенком обязательно нужно разговаривать, реагировать на изменения в его настроении. Давать понять, что он всегда может рассчитывать на помощь, поддержку, понимание. Прежде всего, разумеется, родных и близких ему людей.

Справка «ЗН»

По данным управления охраны правопорядка и профилактики УВД Могилевского облисполкома, уровень детской преступности в области снижается. За пять месяцев 2018 года зарегистрировано 63 случая правонарушений несовершеннолетними, тогда как за аналогичный период прошлого года – 88. Детских краж, соответственно, тоже стало меньше: 36 эпизодов против 41-го за такой же период 2017-го.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter