Модный пируэт

Белорусский покупатель все активнее присматривается к полкам с отечественной одеждой и обувью...

Белорусский покупатель все активнее присматривается к полкам с отечественной одеждой и обувью

Казалось бы, обновление гардероба в большинстве случаев не является насущной потребностью и поход в магазин можно отложить на потом. Если речь, разумеется, не идет о ситуации, когда, например, единственная пара зимней обуви совсем прохудилась и требует замены. Или подросшему за лето ребенку требуется прикупить новую школьную «экипировку» по размеру. Чаще всего одежду и обувь принято все же относить к товарам эластичного спроса, величина которого зависит от цен на эту продукцию и доходов покупателя. Однако, несмотря на изменившиеся экономические условия, белорусы не отказываются от приобретения модных обновок. Причем все чаще объектом их внимания становятся именно отечественные изделия.

Своя рубаха…

За 8 месяцев нынешнего года розничный товарооборот в Беларуси, как подсчитали в Белстате, в сопоставимых ценах увеличился на 13,5 % по сравнению с таким же периодом 2010-го. При этом продуктов питания (вместе с напитками и табачными изделиями) продано на 12 % больше, а непродовольственных товаров — на 15,2 %. Динамика по отдельным видам продукции легпрома значительно опережает общие показатели. Так, покупатели верхней одежды и обуви в январе — августе оставили в белорусских магазинах на 43,8 % денег больше, чем годом ранее (в сопоставимых ценах). Продажи трикотажных изделий увеличились на 40,6 %, чулочно-носочных изделий — на 15,6 %.

При этом белорусским производителям удалось заметно увеличить свою долю в объеме продаж организаций торговли. В частности, по верхней одежде — до 74,4 % в январе — августе нынешнего года против 68,8 % за такой же период 2010-го. По трикотажным изделиям — до 87,4 % (с 83,5 %), чулочно-носочным изделиям — до 90,2 % (с 88,2 %), обуви — до 72,8 % (с 70,7 %). «Да, мы видим по нашим предприятиям, что спрос перераспределяется в их пользу, — подтверждает тенденцию начальник управления организации торговли и маркетинга концерна «Беллегпром» Людмила Пархамович. — Это то, к чему мы шли на протяжении долгого времени: отрабатывали технологии, развивали производство, планировали программы выпуска, закупали необходимое сырье».

За ценою постоим

В целом по предприятиям ведомства продажи за 7 месяцев увеличились почти в 1,5 раза по сравнению с таким же периодом прошлого года. Несмотря на то что месяцы ажиотажного спроса уже позади, в концерне «Беллегпром» пока не замечают резкого замедления темпов реализации.

«Для нашего предприятия сейчас наступил сезон, торговля активно расплачивается за отгруженную продукцию, — рассказывает первый заместитель директора по коммерческим вопросам ОАО «Знамя индустриализации» Станислав Свирковский. — Хорошо мы отработали и по летним льняным коллекциям. Чувствуется, что деньги у наших покупателей есть». Здесь ведь не обошлось и без участия зарубежных ценителей белорусской одежды? «Я бы не сказал, что россияне все выметают, — добавляет представитель отрасли. — Например, в наших фирменных магазинах в половине случаев идет расчет пластиковой карточкой, а это значит, что покупают белорусы».

Одна из причин более пристального внимания покупателей к продукции отечественного легпрома, безусловно, связана с ценовой политикой. Если импортеры в формировании стоимости товаров исходили из достаточно высокого валютного курса, включая немалые «поправки» на риск, то местные производители в этом вопросе оказались достаточно гибкими. Тем более что большинство предприятий имеют собственную валютную выручку, а импортная составляющая в себестоимости конечной продукции не столь высока. «Приходится и рентабельностью поступиться: смотрим, чтобы товар был покупаемым», — поясняет Станислав Свирковский.

За скидками сюда

Кроме того, вести более гибкую ценовую политику позволяет и собственная фирменная сеть. «Мы можем регулировать торговые надбавки, предложить скидки малообеспеченным гражданам, школьникам, пенсионерам», — говорит о достоинствах такого формата торговли первый замдиректора ОАО «Знамя индустриализации». Кстати, многие предприятия концерна имеют достаточно развитую фирменную торговлю. Например, в августе этого года через этот канал реализовано около 54 % продукции ОАО «Элема», 22 % — ОАО «Свiтанак» (Жодино), 23 % — ОАО «Брестский чулочный комбинат», 30 % — ОАО «Галантэя». «Каждое предприятие формирует политику продвижения самостоятельно, — поясняет Людмила Пархамович. — Фирменная торговля имеет свои преимущества, но на ее создание требуются немалые ресурсы. Между тем очень хорошо продают наши изделия и крупные универмаги, и сеть «Белкоопсоюза», и частные магазины».

Не жалуются на отсутствие спроса и в магазинах ведомственной торговли концерна «Беллегпром». «Мы стараемся иметь у себя все последние новинки, это привлекает покупателей», — рассказывает директор Торгового дома «Легпром» Людмила Цыценя. Продажи в сопоставимых ценах в январе — августе увеличились примерно на 46 % по сравнению с таким же периодом прошлого года. Учитывая, что магазины ТД расположены в столице, российские покупатели сюда заезжали реже, хотя не обошлось без их участия. По словам директора Торгового дома, товарооборот организации начиная с марта заметно прирастает. «Это был переломный месяц, когда мы расширили ассортимент до необходимого уровня, — объясняет Людмила Цыценя. — На мой взгляд, это самое главное — насытить магазины модным, востребованным товаром, пусть и недешевым. Если художник на предприятии, создавая коллекцию, попал, что называется, в точку, а товароведы нашли эту продукцию, то и продажи постоянно растут».

Непривычно опустевшие склады вполне закономерно могут вызвать у производителей чувство легкой тревоги: а что же дальше? Ведь потребность в одежде после приобретения каждой новой вещи несколько снижается. И еще вопрос, пойдет ли покупатель в обувной магазин, если у него в шкафу пылятся несколько пар почти новых туфель? «Мы ставим своей целью выпускать как можно больше модных, добротно выполненных и качественных изделий. Этим мы и сохраним свой рынок, — считает Станислав Свирковский. — А культура отношения к своему внешнему виду у белорусов постоянно повышается, и это не может не радовать». Несмотря на имевший место ажиотажный спрос на одежду и обувь, отечественные изделия не потеряли ни в качестве, ни в дизайне, утверждает Людмила Пархамович. «Мы пытаемся сохранить свою марку, свое лицо как в Беларуси, так и за рубежом», — поясняет представитель концерна «Беллегпром».

На снимках:  белорусская продукция в последнее время пользуется повышенным спросом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter