Мобилизационная модель

Опыт советской экономики в 1941—1945 годах пригодился многим странам Политические деятели и эксперты как стран – союзников СССР, так и сателлитов фашистской Германии считали, что прочность Советского Союза в годы войны зависит от дееспособности тыловых регионов страны и их социально-экономической управляемости. Уже в конце мая 1942 года германские абвер (военная разведка) и комиссариат рейха по восточным территориям (ведомство А. Розенберга) были вынуждены признать в докладе Гитлеру и Муссолини: «Советским властям, во-первых, удалось переправить в неоккупированные районы значительную часть промышленности и других экономических мощностей, а также научно-технические и гуманитарные кадры. Эти мощности и кадры уже к концу 1941 года стали быстро восполнять ущерб 1941 года.

Во-вторых,  неофициально разрешено восстановление прежних и создание новых частных  предприятий в сельском, рыбном хозяйстве, охотничьем промысле,  торговле многими сельхозпродуктами и мелких бытовых услугах. Хотя под жестким государственным контролем. Причем такие предприятия были созданы даже  в Ленинграде. Это всколыхнуло частную инициативу именно на пользу советского государства. 
В-третьих, в кратчайшие сроки в Закавказье, Средней Азии и в азиатской части РСФСР созданы многие отрасли промышленности, особенно военной, которые уже к весне 1942 года более чем наполовину возместили экономический ущерб от потери европейских промышленных территорий СССР. Эти факторы не позволяют рассчитывать на военный и экономический крах СССР...» 
Как утверждают специалисты, мобилизационная экономика – это такой тип административно-экономических отношений в государстве, когда практически все мероприятия подчинены срочному и эффективному выполнению главной, если не единственной задачи. Например, противодействию внешней агрессии.
Именно такой характер советской экономики формировался с 1930-х годов, ибо в любой момент СССР мог стать «мишенью» агрессоров.  Большинство отраслей и предприятий были способны быстро перейти на выпуск военной продукции и скооперироваться с оборонными  заводами. Более того, по имеющейся информации, в азиатских регионах СССР и в Закавказье с середины 1930-х годов были зарезервированы территории и коммуникации, во-первых, для передислокации туда заводов из европейского региона страны. А во-вторых – для строительства там предприятий-дублеров и новых оборонных производств. Это, как показала Великая Отечественная война,  позволило в рекордно короткие сроки восполнить экономический, и прежде всего военно-промышленный, ущерб, нанесенный фашистской оккупацией большей части европейского региона Советского Союза.
В самом деле, уже  в 1943-м промышленность неоккупированных регионов СССР обеспечила выпуск почти 90 процентов промышленной продукции всего СССР в 1940 году. Почти 70 процентов сельхозпродукции от ее уровня 1940 года  тоже давали неоккупированные советские регионы. А по темпам создания научно-технических новшеств и их внедрения в экономику СССР в тот период уступал только США. К тому же СССР, в соответствии с договорами о взаимной помощи и сотрудничестве с Китаем и Монголией (1937 и 1936 годов), даже в годы Великой Отечественной войны оказывал этим странам помощь поставками разнообразной промышленной и сельскохозяйственной продукции, направлял туда научно-технические кадры.
Фактически мобилизационная модель сама по себе стала неким сверхмощным оружием, и ее пытались скопировать многие страны-союзники.
Напомним, что именно советский опыт эвакуации промышленности из оккупированных регионов и быстрого налаживания ее работы в регионах, свободных от агрессоров, был успешно использован при участии специалистов из СССР (в числе которых был председатель Госплана СССР в 1949—1957 годах М.З. Сабуров), например, в Китае, Великобритании, Канаде, в зарубежных владениях Франции и Нидерландов.
Вот мнения руководителей стран – союзников СССР и глав делегаций из этих стран, посетивших Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.
Энтони Иден, вице-премьер, министр иностранных дел Великобритании: «Советскому руководству удалось в кратчайший срок воссоздать эвакуированную промышленность в других регионах и наладить надежные транспортные связи тыла с фронтом. Сочетая жесткие методы военного времени и экономический прагматизм, в CCCР в рекордно короткий срок был восстановлен и даже увеличен экономический потенциал, который позволил выдержать германскую военно-экономическую мощь, а затем превзойти ее. Этот советский опыт мы, по поручению нашего премьер-министра и главкома Уинстона Черчилля, изучали и применили при эвакуации некоторых отраслей британской промышленности в Канаду и многих промышленных предприятий из Юго-Восточной Азии, в связи с японской агрессией, в Австралию, Новую Зеландию и Индию...»
Генерал Шарль Де Голль: «Опыт быстрого воссоздания советской индустриальной экономики и ее перебазирования беспрецедентен. Он был использован при эвакуации значительной части французской армии и многих французских предприятий из Франции в ее африканские, ближневосточные и американские территории. В отличие от существовавшей многие столетия монархической России, сталинское государство оказалось намного более устойчивым, экономически мощным и, что очень важно, способным быстро и эффективно реагировать на потерю значительной части территории и экономики из-за внешней агрессии. Это доказал, в  частности, советский тыл в 1941—1945 годах, оказавшийся административно управляемым, политически стабильным и экономически дееспособным».  
Генералиссимус Чан Кайши: «Давайте брать пример с Советского Союза, проявившего невиданное прежде умение  быстро приспособиться, в том числе экономически, к военной ситуации! Эффективность государственного планирования экономики и государственной управляемости всей страны практически доказана в годы Второй мировой войны Советским Союзом. Его опыт должен в большей мере использоваться Китаем в его освободительной войне против Японии».
Ван Клеффенс, премьер-министр Нидерландов в 1940-х годах: «СССР продемонстрировал в годы войны свои беспрецедентные возможности по переустройству экономики ввиду внешней агрессии. Прежде всего проявился успешный механизм государственного управления в стране в чрезвычайной ситуации. Всего лишь за 25 лет советской власти удалось создать комплексную систему государственного  политического и экономического управления, адаптированную к географическим, национальным условиям новой России. При эвакуации предприятий из Голландской Индии в 1942 году мы использовали аналогичный опыт СССР».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter