Народный календарь и традиции: от Евдокии до Гавриила наши предки точили косы, заготавливали сено и умывались утренней росой

Мир ты увидишь в прекрасной росе

Начинает неделю Евдокия. В народе ее еще называли Сеногнойкой. Многолетние наблюдения показывали: когда шел покос, часто наступали дождливые дни с ураганными ветрами и градом. В народе говорили: «Як збярэш сена ў кучы, то не бойся тучы».


Чтобы быть готовыми к таким «неспадзяванкам» природы, «каб перуноў i вiхуроў» не разгневать, строго придерживались особых правил поведения и различных запретов на выполнение каких‑то работ. Крестьянин вспоминал своих помощников, возлагая на них свои надежды: «Усе святыя коскi точаць, сянцо косяць». 

Заметим, в старину сену придавали особое значение. Обязательно припасали пучок душистой высушенной травы для празднования Коляд. Сено как символ возрождающейся растительности, плодородия, достатка, богатства клали в Сочельник под «святочны абрус».

На 21 июля приходится праздник Казанской иконы Божией Матери. В этот день старались не выполнять тяжелых работ в поле. Говорили: «Калi што рабiць станеш, то маланка ў стог ударыць», что могло повлечь за собой пожар, и сено было уже не спасти. Считали, что такой огонь, «насланы з нябёсаў», трудно унять. Его и тушили по‑особому — с добавлением в воду молока. Остерегались в этот день и ураганного ветра, который мог разнести сено, даже собранное в стог.

В календаре славян 25 июля — Проклов день. На Прокла ожидали не просто большие, а великие и целебные росы, которые сравнивались со слезами. Поэтому святого и прозвали Плакальщиком. Появление росы приписывалось в народе высшим силам. Ее называли даром Божьим, «божай вiльгаццю», «слязьмi Маткi‑Зямлi», которая плачет, прося доброго урожая. Росу сравнивали с соками земли, которыми она «сiлкуе» все на ней растущее. Характеризовали ее так: «срэбная», «залатая», «божая», «жамчужная». 

В прежние времена росой умывались, чтобы избавиться от разных болезней кожи. Верили, что она может вывести бельмо на глазу. Незамужние девушки, качаясь по траве, считали, что это поможет им скорее увидеть суженого. Купание в росе могло помочь также вылечиться от бесплодия. Роса служила защитой от «чараў i злога вока». В сказках и преданиях говорится о том, что «ведзьмакi», собрав росу, варили ее на осиновых дровах, чтобы летать на Лысую гору на свои шабаши.

Росой, собранной на Прокла, обтирали детей. Это было залогом здоровья на весь будущий год. Росы собирали льняными простынями, которые раскладывали на лугах. Затем, придя домой, выжимали влагу из полотна в глиняный сосуд. Знахари в этот день заготавливали лечебные травы, из которых по рецептам народной медицины готовили лекарства.

На 25 июля приходится и Якуб. Считали, какая погода в этот день будет до полудня, такими будут и зазимки до декабря.

26 июля — Гаврилов день. Его еще называли «Серпавiцай». Говорили: «Серпавiца ў кузню iдзе, сярпы зубiць». Крестьяне молились Богородице, чтобы она дала больше сил справиться с уборкой урожая. Верили, в этот день архангел Гавриил сходит на землю в образе золотого света, обходит поля и осматривает наливающиеся колосья. Примечали: «Если погода сухая, то осень будет теплой, а если дождливая, то в снопе хлеб прорастет».

ПРИМЕТЫ

• Пчелы громко жужжат — к жаре.

• Листья на верхушках деревьев пожелтели — к ранней осени.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Ольга ПАК