Минский городской суд приступил к рассмотрению уголовного дела «вора в законе» Александра Кушнерова

В пятницу, 2 июня, Минский городской суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении Александра Кушнерова, обвиняемого в приготовлении к умышленному убийству двух лиц, по найму, группой лиц, лицом, ранее совершившим убийство (часть 1 статьи 13 часть 4 статьи 16 п.п. 1, 12, 16 части 2 статьи 139 УК РБ) и в незаконном приобретении, передаче во владение, хранении, перевозке, ношении огнестрельного оружия и боеприпасов, совершенных повторно (часть 3 статьи 295 УК РБ).

Нельзя сказать, что преступления, в совершении которых обвиняется Кушнеров, являются чем-то невиданным для Беларуси - заказные убийства случаются у нас не слишком часто, но иногда, к сожалению, бывает и оружие время от времени попадает в нашу страну. Поэтому можно б было сказать, что уголовное дело Кушнерова почти рядовое, если бы не личность обвиняемого.

Александр Кушнеров в криминальных кругах известный как Саша Кушнер (Саша Белорус) является одним из так называемых «воров в законе». Которые, оказывается, все еще существуют и в нашей стране.

Под контролем

«Вор в законе» специфическое явление преступного мира, характерное исключительно для СССР и не имеющее аналогов нигде в мире. От криминальных авторитетов (лидеров) «воры в законе» отличаются значительно большим влиянием в преступной среде. В отношении каждого «вора» обязательно выполняется формальная процедура так называемого «коронования».  

А для белорусов словосочетание «вор в законе» это что-то из далеких 90-х, когда после развала СССР мы с большим удивлением узнали, что такое криминальные разборки, рэкет, заказные убийства и перестрелки на улицах.

По данным МВД, в конце 1994 года в Беларуси насчитывалось порядка 150 организованных преступных групп (ОПГ), во главе которых стояли 112 криминальных авторитетов. Территория страны была поделена между группировками, которые в борьбе за сферы влияния фактически воевали между собой. Существовал и республиканский воровской «общак», в который все ОПГ отчисляли процент от своих криминальных доходов.

Российская организованная преступность, после развала СССР, продолжала тесное «сотрудничество» с белорусами. Своего рода кураторство. А белорусский криминалитет регулярно отчислял средства в совместный российско-белорусский «общак».

Когда в 1994 году Президентом Беларуси стал Александр Лукашенко, криминал уже чувствовал себя в нашей стране достаточно уверенно. Именно поэтому избавление от бандитизма стало одним из пунктов государственной политики - МВД была поставлена четкая задача прекратить криминальный разгул в стране. Для выполнения задачи в несколько раз было увеличено количество сотрудников правоохранительных органов. За дело взялись серьезно, тем более, что обнаглевший и хорошо вооруженный криминал сдавать свои позиции совсем не собирался.

Лишь к середине 2000-х все эти «Поселковые», «Речицкие», «Пожарники», «Морозовские», банды помельче были окончательно разгромлены. А оставшиеся в живых и на свободе белорусские «воры в законе», предпочли убраться подальше из Беларуси и до сих пор стараются возвращаться на Родину редко и крайне осторожно.

Особый вклад в борьбу с организованной преступностью внесли сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РБ. Они и сейчас не дают поднять голову оргпреступности в нашей стране. Именно благодаря им мы узнаем о том, что белорусские «воры в законе» еще существуют из новостей об их задержании, когда они еще только планируют свои преступления.

А ведь на сегодняшний день в Беларуси, оказывается, имеется целых 6 «воров в законе». Трое из них - в местах лишения свободы. За четвертым, после его освобождения, установлен такой жесткий надзор, что он и не помышляет ни о чем преступном. Пятый бежал из Беларуси и находится в международном розыске. И последний – Александр Кушнеров, в ближайшем будущем тоже отправится за решетку, надолго.    

Нынешняя Беларусь разительно отличается от других стран бывшего СССР - любые попытки выстроить в стране сколько-нибудь серьезную криминальную структуру быстро пресекаются. А в криминальных кругах сопредельных государств бытует вполне обоснованное мнение, что даже поездка в Беларусь гарантировано приведет к аресту.

И это действительно так.

Когда, воспользовавшись отсутствием границ между Россией и Беларусью, иностранный криминал решил использовать нашу страну как транзитную, позволяющую въезжать и выезжать из России практически бесконтрольно, профессионалы из ГУБОПиК нашли способ пресечь даже такие транзитные поездки через нашу страну быстро и навсегда. Все «воры в законе», внесенные в базу отслеживания лидеров преступных сообществ (есть такая, общая для всего СНГ), были поставлены на контроль и, при пересечении границы Беларуси в любом направлении, тут же задерживались и депортировались назад в Россию. Где их с радостью встречали местные правоохранители, которым годами не удавалось отловить их в России.

Если еще пять лет назад транзитом через Беларусь ехали десятки представителей криминального мира из других стран, то сейчас в год задерживается 1-2 человека, которые, видимо, думают, что у них все-таки получится проскочить. Но нет, проскочить не удается никому.  

Конечно, победить преступность полностью не получилось еще нигде в мире, но организованная преступность в нашей стране находится действительно под очень жестким контролем профессионалов. Кстати, никаких отчислений в «общаки» сопредельных стран из Беларуси давно нет, поскольку и отчислять-то уже некому. И это тоже показатель.

Особо опасен!

Обвиняемый Александр Кушнеров, родился в 1966 году в Гомеле. В 17 лет был арестован за действия, грубо нарушающие общественный порядок. Чуть позже к первому обвинению добавились кража с умышленным уничтожением имущества граждан. В результате – 8 лет лишения свободы.

Следующий эпизод в криминальной карьере Кушнерова связан с бандой Морозова, в которой он был штатным киллером. Задержанный в 1994 году за двойное убийство, Кушнеров был приговорен к высшей мере наказания, но затем был помилован и осужден к 15 года лишения свободы. Попал под амнистию, поэтому отбыл на год меньше назначенного срока.

В 2011 году в Москве Кушнеров был «коронован» как «вор в законе». Несколько раз «воровской» статус Кушнерова подвергался сомнению, но это обычная практика для современного криминала.

Крупные воровские кланы за границей находятся в постоянном конфликте между собой, пытаясь поделить сферы влияния и бизнес. Поэтому «воры в законе», признанные одним кланом, подвергаются нападкам со стороны других кланов, пытающихся поставить под сомнение статус «воров» из конкурирующих «структур». А постоянные криминальные разборки разной интенсивности уносят жизни не только рядовых участников банд и группировок, но и жизни «воров в законе».

Кушнеров обвиняется в подготовке к умышленному убийству «вора в законе» Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). Предполагаемая жертва не только принадлежит к конкурирующему криминальному клану, но и, как предполагал Кушнеров, стоит за убийством его соратника, «вора в законе» Надира Салифова (Гули). Причиной кровавых разборок стал подмосковный бизнес, приносящий огромные доходы тому, кто его контролирует.

Ходят слухи, что за убийство Салифова непосредственному исполнителю, тоже «вору в законе» Хагану Зейналову (Хан Бакинский), было уплачено 4 миллиона долларов.  

А Кушнеров, после убийства Салифова в 2020 году, поклялся отомстить за него. Такая вот «вендетта» с перспективой получить контроль над доходным бизнесом.  

Летом 2022 года все для «мести» у Кушнерова было практически готово, но 19 июля он был задержан сотрудниками ГУБОПиК. Учитывая предыдущую криминальную биографию обвиняемого, ему грозит немалый срок наказания.

В зал судебных заседаний Кушнеров был доставлен с соблюдением мер повышенной безопасности. По ходатайству государственного обвинителя рассмотрение уголовного дела будет проходить в закрытом режиме. Из соображений безопасности в отношении свидетелей и потерпевших. На которых, по информации, которую огласил в суде государственный обвинитель, уже пытаются давить соратники Кушнерова, пока находящиеся на свободе. 


Ведь на скамье подсудимых не рядовой преступник и даже не криминальный авторитет, родом из 90-х. На скамье подсудимых, прежде всего, жестокий убийца, умеющий убивать собственными руками, и «вор в законе», обладающий достаточным авторитетом, чтобы заставить убивать других.
То, что преступные замыслы Кушнерова не были доведены до конца – редчайший случай в практике правоохранительных органов стран бывшего СССР. Как правило, о заказных убийствах «воров в законе» общественность узнает уже после их совершения. И не всегда известно даже кто из «воров» стоит за очередным «заказом». А в случае с Кушнеровым не только предотвращено преступление, но и выявлены все участники - заказчик, посредник, исполнитель, изъято огнестрельное оружие.

И «вор в законе» Кушнеров, сейчас злобно зыркающий на присутствующих со скамьи подсудимых, еще одно подтверждение тому, что организованной преступности в Беларуси развернуться не дадут. Как и ее лидерам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter