Эммануэль Макрон совершил первый зарубежный визит - в Германию

Милый друг

Новый президент Франции Эммануэль Макрон на следующий же день после своей инаугурации совершил первый зарубежный визит в Германию. Эта поездка имела символическое значение, и Макрона встречали в Берлине как дорогого друга. Считается, что, победив Ле Пен, которая грозилась выходом из ЕС, он остановил популистскую волну и теперь германо–французский тандем укрепит Евросоюз. Правда, первые его заявления слегка озадачили. В Берлине Эммануэль Макрон заявил о том, что евро является неполноценным и не может продолжаться без полноценных реформ. Макрон считает, что необходимо изменение европейских договоров.



Было очень интересно наблюдать, как Ангела Меркель, которая идет на четвертый канцлерский срок и встречает уже четвертого французского президента, отреагировала на инициативы Макрона. Надо сказать, это очень смело — разговаривать так с немецкой mutti, которая создала евро и считает его лучшим достижением всех времен и народов. Похоже, визит в Германию станет первым настоящим испытанием для молодого французского президента, так стремительно взлетевшего на политический Олимп.

В Берлине хотели бы, чтобы Макрон и дальше поддерживал инициативы Германии по укреплению ЕС. Но германский тяжеловес вряд ли настроена выслушивать от Макрона, что ей надо делать в Европе.

Фрау Меркель мягко заметила, что «с точки зрения Германии изменение европейских договоров возможно, если это будет иметь смысл и потребуется для укрепления еврозоны».

Кстати, о кризисе евро, с которого начал Макрон. О кризисе евро говорят только европейская периферия и Франция. Для Германии никакого кризиса зоны евро нет. Германия — бенефициар и выиграла от единой валюты больше всех. Сама Ангела Меркель является самым настоящим политическим брендом этого успешного политического проекта под названием еврозона. И 15–летний рост немецкой экономики оправдывает все другие ее промашки вроде миграционного кризиса. Пока будет продолжаться этот экономический рост — немцы будут поддерживать mutti Меркель.

Совсем другое дело — экономическое положение Франции. Профицит торгового баланса Германии — 250 миллиардов евро. Торговый дефицит Франции — 50 миллиардов. И это только часть экономических трудностей Пятой республики.

Сам Макрон является отражением этого кризиса во Франции, когда потребовался ребрендинг прежней либеральной модели. Это чисто маркетинговый ход, когда старые политики всем надоели, проблемы нарастают, а избиратели потянулись в сторону Ле Пен. Чтобы не допустить прихода этих сил к власти, французские политические элиты объединились вокруг Макрона. Прежняя система под новой вывеской...



Этот ребрендинг весьма шаткий, неустойчивый, и если Макрону не удастся оправдать надежды французов, его легко сменят на другую вывеску.

Вот почему сегодня, чтобы удержаться у власти, ему нужно улучшить экономическое положение Франции. Избавиться от долгов, безработицы, торгового дефицита...

Отсюда его предложения о реформировании зоны евро, что означает оплачивать долговое бремя из общеевропейского кошелька. Отсюда предложение о едином бюджете для еврозоны. Критика бюрократической Европы, которая должна лучше защищать своих граждан...

Меркель и ранее осторожно отзывалась об инициативах Макрона, отмечая, что пока не видит оснований изменять нынешнюю политику Германии. Ведь единый бюджет стран еврозоны может означать увеличение немецких затрат на помощь таким странам, как Греция.

А сегодня, после того как все эти инициативы были озвучены в Берлине, многие немецкие политики прямо сказали, что Макрон хочет получить доступ к страховым фондам, где хранятся деньги немецких налогоплательщиков. Что–то в этих словах кажется намеком на знаменитого «милого друга» Мопассана... «Народ Германии не хочет выплачивать долги других стран», — гневно заявил представитель «Альтернативы для Германии». Ангела Меркель, которую немцы и ценят за немецкую прижимистость и практичность, не может не учитывать таких настроений.

И тем не менее «дорогого французского друга» любезно приняли в Берлине, понимая, что в одиночку с кризисными явлениями в ЕС ему не справиться. В то же время Макрону мягко продемонстрировали разницу между настоящим немецким брендом и французским ребрендингом. Иными словами, между теми, кто реально имеет силу и влияние в Европе, и теми, кто маскирует трудности под косметическим ремонтом. Не случайно Ангела Меркель, прощаясь с гостем, посоветовала Макрону сначала провести реформы в самой Франции и сохранить поддержку со стороны населения. И только после парламентских выборов во Франции в июне, которые покажут расстановку политических сил, соберется германо–французский совет министров. Вначале он рассмотрит двустороннее сотрудничество, и только потом, когда–нибудь в будущем, Берлин готов тесно сотрудничать с Парижем над разработкой «дорожной карты» по более глубокой интеграции стран ЕС.

romanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter