Как сотрудники Несвижского РОВД проверяют готовность техники к весенним полевым работам

Милиция выходит в поле

Со стартом сельхозработ начинается горячая пора не только у аграриев. На мехдворы и в поля выезжает милиция — к проверкам готовности к посевной сотрудники МВД приступили еще в начале месяца. В поле зрения — укомплектованность машинно-тракторного парка, сохранность техники в период посевной, ее необоснованный простой, мелкие хищения и кражи. В каждом районе созданы мобильные группы из сотрудников РОВД, которые выезжают на подконтрольные сельхозпредприятия и берут на карандаш факты бесхозяйственности. Разбираются скрупулезно — через представления, предписания и информационные письма предлагают заинтересованным руководителям исправить ситуацию. 

Начальник штаба Несвижского РОВД Олег КЛОЧКО и заведующий производственным отделом Опытной научной станции по сахарной свекле Виталий ПРАЖЕНИК за сверкой инвентарного номера трактора.

НЕ уличить, а предотвратить. Такого принципа придерживается милиция во время мониторингов объектов АПК. Как он работает в деле? Несколько лет назад сотрудники МВД практически не касались аграрного комплекса, и разукомплектованная техника годами стояла на мехдворах мертвым грузом. Сегодня тоже такое случается на сельхозпредприятиях. Вопрос — почему ходовые агрегаты не пустить в дело, использовать как находку рабочую деталь? Крепким СПК оно может и не надо, а бедному младшему брату получить недостающую запчасть в радость. С проверками, которые стали проходить на регулярной основе, в том числе и по поручению Главы государства, хозяйства «подчистились». Списанную технику стали разбирать на металлолом. Ведь по законодательству как: снятые с учета машины должны быть разукомплектованы, а повторно применяемые узлы и агрегаты — поставлены на учет. Хозяйский подход.

Старший оперуполномоченный УБЭП УВД Минской области Игорь Куницкий
(на снимке), с которым направляемся в Несвижский район, вспоминает:

— Встречалось, например, что трактор находился на списании уже как год, а колеса вполне можно использовать — поставить на другую машину. Благодаря мониторингам таких ситуаций становится гораздо меньше. Ведь при любой поломке каждый руководитель старается найти необходимую деталь и восстановить, чтобы вернуть технике работоспособность. От этого зависят темпы сельхозработ, и дальше — по цепочке вплоть до зарплат людей. 

В мобильную группу по проверке сельхозорганизаций входят разные подразделения: Госавтоинспекции, отдела охраны правопорядка профилактики милиции общественной безопасности, по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции. У каждого свой фронт работы: ГАИ, к примеру, проверяет наличие техосмотра, ООПП — техукрепленность мехдворов. Широкий «экономический» спектр вопросов и у БЭП, подтверждает Игорь Леонидович: 

— Сверяем фактическое наличие сельхозтехники. Для этого в райисполкомах запрашиваем сведения бухучета о количественном наличии машин, а потом сопоставляем с реальным положением вещей. Проверяем работоспособность техники, которая будет задействована в весенне-полевых работах. На контроле и правонарушения, связанные с фактами хищения горюче-смазочных материалов и автозапчастей.  

В районе направляемся на Опытную научную станцию по сахарной свекле. На мехдворе встречает заведующий производственным отделом Виталий Праженик

— Наша станция немного отличается от обычных сельхозорганизаций — занимаемся в основном выведением новых сортов свеклы. Под озимые и яровые в общей сложности отведено 400 гектаров, под свеклу — 200. Специфика и в том, что у нас маленький радиус владений. Поэтому на весенних полевых работах задействованы в основном трактора — 12 единиц. На закрытии влаги — три культиватора, в поле — две свекловичные сеялки, опрыскиватели — по одному на свекле и яровых. На мехдворе сейчас только то, что не востребовано.

Что ж, проверим, все ли там в порядке. Вместе с сотрудниками Несвижского РОВД инспектирует хозяйства и начальник районной инспекции Гостехнадзора Петр Севрюк: сверяют инвентарные номера машин с данными бухучета. При этом обращают внимание на заводской номер как самой техники, так и двигателя. 

Во время мониторинга заглядываем и в гараж. Около него энергонасыщенный трактор МТЗ 1221 без колеса. Непорядок? — интересуюсь у сотрудников Несвижского РОВД. Не совсем. Оказывается, техника была в поле три дня — работала на культивации, но полетела конечная передача левого моста. Нужен ремонт. Механизатор Владимир Кривко уверяет, что с поломкой справится быстро. В тот же день были заказаны и доставлены запчасти — осталось только собрать. К вечеру трактор должен быть в строю. 
Другой вопрос, когда техника стоит больше десяти суток, а воз, как говорят, и ныне там. В таком случае милиция выносит руководителю хозяйства предписание, тем самым пытаясь подстегнуть к более быстрому завершению работы. Правда, в каждом случае подход особый. Оперуполномоченный группы БЭП Несвижского РОВД Дмитрий Белькевич (на снимке) раскладывает ситуацию по полочкам: 

— Прежде чем его выносить, разбираемся, почему затягиваются сроки починки. Есть ведь объективные причины — нет соответствующей детали, денег у хозяйства. Многое зависит и от техники. Если она, к примеру, импортная, запчасть достать сложнее. На это делаем скидку. Когда же видим, что руководство не принимает никаких мер, представления игнорируются, в ход уже идут санкции — можем привлечь к административной ответственности. Если машины стоят более месяца без ремонта, ситуация изучается в рамках уголовно-процессуального законодательства на наличие в действиях того же руководителя халатности. 

В этом году такие радикальные меры не применялись. А вот представления выносились. В ОАО «Новая жизнь», ЗАО «1 Мая», ОАО «Несвижский райагросервис» более десяти суток не ремонтировалась и простаивала техника. Так быть не должно. В ОАО «Лань-Несвиж» вопросы были к техукрепленности машинно-тракторного парка, как итог — представление. Что касается хищений: дело это редкое, но в районе тоже случается. Один из недавних случаев: в ОАО «Городея» механизатор в период с января по март сливал и продавал топливо. БЭП удалось вывести горе-дельца на чистую воду: доказано воровство 250 литров топлива. Тем самым он нанес ущерб хозяйству на сумму 315 рублей. За это уже предусмотрена уголовная ответственность. К слову, в прошлом году здесь случилась похожая ситуация, только фигурантом был главный инженер — во время уборочной кампании украл масло и дизтопливо.

Привычная картина, когда сотрудники милиции выезжают и в поле. Вдруг на тракторе механизатор без водительского удостоверения либо еще хуже — подшофе. Такие варианты нужно исключить. По пути замечаем технику ОАО «Новая жизнь». Решаем остановить и проверить состояние машины — прошла ли техосмотр. У механизатора Дмитрия Юращика все в порядке: документы и путевой лист при себе. 

По району, правда, не все так гладко. По линии ГАИ, например, уже вынесено 19 предписаний. Причина в основном одна и та же — техосмотр. А вот садиться за руль выпившими водители и механизаторы, по словам старшего госавтоинспектора отделения ГАИ Несвижского РОВД Михаила Рушука, не рискуют: 

— Понимают, последствия могут быть плачевными. Не беру здесь даже ДТП, это могут быть штрафы и лишение прав. Зачем человеку терять неплохую зарплату и работу? Такие факты единичные. В каждой организации есть предрейсовый контроль, где медработник, заведующий гаражом либо диспетчер проводят проверку с помощью алкотестера. Только после этого в путевой лист ставится отметка, что водитель допущен к работе.

Во всех 15 проинспектированных хозяйствах района грубых нарушений, которые бы потребовали проводить проверку в порядке уголовно-процессуального законодательства, нет. В прошлом году такие разбирательства, к слову, в хозяйствах проводили. 

В ТЕМУ

В этом году вынесено около 1,5 тысячи предписаний и представлений об устранении проблемных вопросов. Составлено более 500 протоколов об административных правонарушениях: в основном за нахождение в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте, мелкие хищения, незаконное обращение с топливом. По словам официального представителя МВД Ольги Чемодановой, далека от позитива картина с прохождением гостехосмотра техники, задействованной в посевной кампании: «Сотрудники Госавтоинспекции уже выявили 2240 автомобилей, тракторов, самоходных машин, которые, с этой точки зрения, не готовы к эксплуатации. По линии ГАИ зафиксировано более 600 правонарушений. Самые распространенные — управление транспортом без техосмотра, допуск к участию в дорожном движении техники с неисправностями». 

Фото автора 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter