Между вступительным и выпускным

К какому из экзаменов должен готовить школьный учитель?

Уже через месяц настанет время Ч, и ребята сядут за парты, чтобы сдать первый экзамен централизованного тестирования. Перед этим — не менее ответственные экзамены за курс средней школы. Нервное напряжение многих школьников, говорят учителя, достигло верхней отметки. Впрочем, такая ситуация складывается не первый год. Были и будут те, кто оканчивает школу с золотой медалью, сдает экзамены ЦТ на заветные сто баллов. Будут такие, как Анастасия Таран и Нина Барадулина, которым под силу и то, и другое одновременно. И даже на экзаменах ЦТ, как это случилось в прошлом году, набрать по 300 баллов. Есть ли секрет правильной подготовки?

Как отмечает преподаватель русского языка и литературы гимназии № 22 Минска Галина Чепелева (кстати, Нина Барадулина — одна из ее уникальных воспитанниц), уроков русского языка в старшей школе для подготовки к экзаменам катастрофически мало. «Если в филологических классах еще можно развернуться — это три часа русского языка в неделю, то в физико-математических — всего один час», — делится она. Непростая, хотя и более оптимистичная ситуация складывается со вторым по массовости экзаменом ЦТ — по математике. Это 4 часа в неделю в обычном и 5 — в специализированном классе. В итоге, говорит ее коллега учитель математики Евгения Сухорукова, факультативы посещают не отстающие, не один-два человека, а фактически весь класс.

Чему же тогда, даже пускай и при малом количестве часов, учат одиннадцатиклассников на уроках? Их готовят к выпускным и вступительным испытаниям. Только вот задача педагога из-за отсутствия единства в методах проверки этих знаний усложняется. Так, экзамен за курс средней школы по русскому языку проходит в форме изложения, ЦТ — вопросов и вариантов ответов. Такая же ситуация с другими предметами. «Как быть учителю? — задается вопросом Галина Чепелева. — Как выбрать ту золотую середину, отработав все навыки учащегося?» В этой ситуации, по ее словам, настоящей панацеей становятся факультативы. Там больше возможности сконцентрироваться непосредственно на тестировании.

Так, собственно, к какому из экзаменов должен готовить школьный учитель? Может, с него достаточно только выпускного? А помощь по подготовке ребят к ЦТ возьмет на себя репетитор, который, к слову, в последние годы зачастую опекает школьника уже с первого класса?

Родители, по мнению Евгении Сухоруковой, часто таким способом снимают с себя ответственность. «В начальном и среднем звене делать ставку на репетитора категорически нельзя, — убеждена она. — Иначе ребенок не научится самостоятельной работе. И, столкнувшись с какой-то проблемой, не будет думать, а побежит к репетитору. Другое дело, когда это происходит при подготовке к ЦТ. Главное, не рассуждать так: я отдал ребенка, там его научат. Ведь он, даже посещая занятия репетитора, уроки и факультативы в школе, может на них не работать. Успех складывается из общей напряженной работы учителя, ученика и родителя».

Кто-то спросит, а при чем здесь родитель? За ним — контролирующая функция. И не только за объемом полученных знаний, но и за режимом выпускника. «На собраниях мы говорим родителям: запрещайте детям учить по ночам! — отмечает Евгения Сухорукова. — В то же время ответственный ребенок не может иначе. На нем — уроки, дополнительные занятия, домашние задания, репетиторы… Ребята живут на грани своих возможностей. Мы часто замечаем, что некоторые хорошие и добросовестные дети в мае настолько устают, что им все равно, как они сдадут экзамены. Они ждут лишь скорейшего их окончания. И получается, что этот ребенок сдает экзамен хуже, чем мог бы, просто от усталости…»

Вместе с тем собеседница гордится результатами своих выпускников, большой процент которых поступает не просто в вузы на бюджет, но и на самые престижные специальности. Более того, некоторые из них делают это, готовясь к экзаменам самостоятельно, не прибегая к услугам репетиторов. Что ж, и это возможно.

Облегчить жизнь выпускника, по мнению преподавателей, мог бы единый механизм в оценке знаний. Например, если бы и выпускной, и вступительный экзамены прошли в форме теста, который зарекомендовал себя достаточно высоко. Может, и впрямь пришло время пересмотреть школьные выпускные экзамены, тем более что метод проведения некоторых, говорят специалисты, оставляет желать лучшего? «Изложение — не самая удачная форма оценки знаний одиннадцатиклассника по русскому языку, — высказывает мнение Галина Чепелева. — Сочинение этой задачи тоже не решит, поскольку любой текст сегодня можно найти в Интернете, и школьники, увы, разучились излагать собственные мысли. А вот часть С в российском ЕГ, где ребятам дается небольшой текст, по которому сначала необходимо написать изложение, затем сформулировать поднятую там проблему и высказать свое отношение к ней, могла бы сказать о подготовке школьников по русскому языку намного больше».

Но это — вопрос завтрашнего дня. Пока преподаватель, балансируя между подготовкой к выпускному и вступительному, зачастую делает выбор в пользу последнего. Исходя из интересов выпускника.

-------------------------------------

Комментарий в тему

Директор РИКЗ Николай ФЕСЬКОВ:

— В связи с предложениями отдельных педагогов об унификации форм проведения выпускных и вступительных испытаний в школе замечу, что современная дидактика имеет достаточно эффективные средства как обучения, так и контроля за процессом усвоения учебного материала. При всех достоинствах тестовых форм контроля нет оснований к тотальному внедрению их в учебный процесс. У учителя одна задача: при имеющихся экзаменационных методах оценить качество знаний выпускника по предмету. Мы в свою очередь с помощью тестового механизма эти знания контролируем и выстраиваем рейтинг абитуриентов, который впоследствии представляем в приемные комиссии.

Зачастую абитуриенты и их родители отождествляют ЦТ с российским ЕГЭ, что в корне неправильно. ЕГЭ — форма итоговой аттестации, результаты которой используются при поступлении в вуз. Такой подход ближе к заявительному принципу западноевропейской системы образования, где в вуз зачисляют без экзаменов, на основании баллов в школьном аттестате.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter