Метили на Олимпиаду, а попали в призеры

Триумфом сборной России завершился чемпионат Европы по баскетболу, который проходил в Италии. В решающем матче команда Игоря Грудина переиграла сборную Испании и вместе с золотыми медалями получила путевку на Олимпиаду в Пекин. Небывалого успеха добилась команда Беларуси, завоевавшая на этом турнире бронзовые медали.

Если победа женской сборной России на чемпионате Европы по баскетболу практически никого не удивила (да и чему  удивляться после того, что месяц назад сотворили российские мужчины!), то третье место белорусок стало настоящей сенсацией. Команда, впервые пробившаяся в финальную стадию континентального первенства, на пути к бронзовым медалям переиграла хозяек чемпионата — итальянок, а также действующих чемпионок Европы из Чехии. А разыгрывающая Наталья  Марченко попала в символическую сборную чемпионата.

Огромная роль в этом успехе — самом крупном для представителей игровых видов спорта Синеокой — принадлежит главному тренеру сборной Беларуси Анатолию Буяльскому. В конце 70-х он был перспективным спортсменом, однако из-за болезни карьера баскетболиста не состоялась. Молодой человек, переживавший жизненную трагедию, поначалу воспринял предложение тренировать девочек как очередную насмешку судьбы. Но, поостыв, понял, что ничего зазорного в этом нет, и согласился.
Сегодня Буяльский — один из самых успешных белорусских тренеров, востребован не только на родине, но и за рубежом. Работал в Литве и Польше, а сегодня Буяльский совмещает руководство сборной Беларуси и работу главным тренером в новосибирской “Динамо-Энергии”.
“О медалях не думали”
 — Собираясь в Италию, вы сами рассчитывали на такой успех?
 — Мы думали не столько о медалях, сколько о попадании на олимпийский турнир. Но когда возникла реальная возможность вырваться в призеры, упустить ее было нельзя. Хотя в таком составе и на таком турнире девчонки выступали впервые. Собственно, как и я сам.
 — Трудно пришлось?
 — Возможно, чемпионат Европы по зрелищности уступал играм в женской НБА, но по накалу и уровню мастерства команд явно превосходил их. За 14 дней мы провели 9 игр, то есть это тяжелейший марафон. Особенно если учесть, что наша сборная за сезон обычно проводит всего от трех до шести игр.
 — Что сложнее — пробиться в элитный дивизион или завоевать медали?
 — Мы были “в коротких штанишках”, из которых, как видим, уже  выросли. Но, не пройдя дивизион В, вряд ли бы мы что-то показали в элите. Попади три года назад этим же составом прямо в когорту сильнейших, нам всем было бы стыдно и неудобно. Ведь команда формируется не за месяц и даже не за год. А когда “тесто взошло”, появился и результат.
“Россия стала чемпионом по праву”
 — Как в Италии реагировали на успехи нашей команды?
 — Никто этого не ожидал. Итальянцы иногда даже спрашивали — а где вообще находится Беларусь? Это на юг от России, на север или восток? Никто и подумать не мог, что мы заберемся так высоко. Хотя накануне турнира тренер сборной Чехии — тогда все еще чемпионов Европы, отвечая на вопрос о возможных сюрпризах турнира, назвал команды Беларуси и Бельгии.
 — Эффект неожиданности был на руку белорусской команде?
 — Конечно. Хотя к началу чемпионата соперники имели достаточно информации о нашей команде.
 — А вы как изучали игру соперников?
 — К сожалению, у нас нет специальной аппаратуры для этого. Поэтому в обработке информации нам здорово помогли коллеги из российской сборной. У россиян есть компьютерная программа, при помощи которой игру конкурента можно за полтора часа разобрать по полочкам. Чтобы это сделать вручную, требуется гораздо больше времени.
— Россия, на ваш взгляд, выиграла чемпионат заслуженно?
 — Думаю, да. Возможно, сначала россиянки где-то недооценивали соперниц, но в решающих матчах турнира проблем с настроем у них не было. У России очень мощная команда. Единственный ее недостаток — отсутствие четкого плеймейкера. А по остальным амплуа, по опыту — эта сборная была одной из лучших. И вообще, на этом турнире все команды заняли места в соответствии с их возможностями.
Лучший отдых — игра на рояле
— Как отдыхали по ходу турнира?
 — В холле гостиницы стоял рояль, на котором я иногда играл. Российские телевизионщики — белорусских журналистов на турнире почему-то не было — просили меня даже поиграть на камеру, но я отказался. Хотя для меня это прекрасный отдых. В холле отдыхали девочки из разных сборных. И все просили: “Тренер, поиграй...” Раньше я музицировать для публики немного стеснялся, а теперь играю где угодно.
— Как девочки отреагировали на свой успех?
 — Думаю, при ином результате многие из них оставили бы баскетбол и завели детей. Но возможность сыграть на Олимпиаде заставила всех повременить с этим.
— Большинство игроков белорусской сборной выступает за рубежом. Это нормально?
 — Конечно, нет. Необходимо развивать прежде всего собственный чемпионат. Тем более весь мир сегодня борется с легионерами, в том числе и с тренерами. В России, к примеру, это делается финансовым путем. Лицензия для российского тренера стоит сто долларов, мне же она обходится в десять тысяч долларов (правда, за нее платит клуб). То есть все идет к тому, что скоро за рубеж будут уезжать только лучшие игроки. Необходимы такие, как Веремеенко, Марченко, Левченко. А игроков столь высокого уровня не так и много.
Цена вопроса
 — Перед чемпионатом от вас и вашей команды приходилось слышать много нареканий на отношение в стране к баскетболу...
 — В подготовке к чемпионату Европы Министерство спорта не сорвало ни одного пункта. Но вопрос в системе. К примеру, в день баскетболистки из “разрушенной войной Сербии” (так выразился один наш спортивный функционер) получали 50 евро командировочных, испанки — 250 евро. Нам же выделяли по 12 тысяч белорусских рублей — то, что положено по нашим законам. Не думаю, что нас специально как-то хотели обделить. Просто такова система. Девочки это знают и не ропщут.
 — А с премиальными не обидели?
 — В Министерстве спорта девочкам вручили приличные суммы. В них вошли и деньги за отдельные победы, и за конечный результат. В итоге мы остались довольны.
 — Вам тоже вручили премиальные деньги или дело ограничилось медалью НОКа?
 — Меня представили на звание заслуженного тренера РБ. Сегодня его очень сложно получить. Когда-то  это звание присваивала коллегия Министерства спорта, а теперь — лично Президент. Так что звание очень серьезное. Ну и премия какая-то будет.
Тренер нарасхват
 — Вы не только тренер сборной Беларуси, но и имеете контракт с российской “Динамо-Энергией”.
 — У меня есть контракт с этой командой, но он заключен очень грамотно. Если меня что-то не устраивает — а меня там не устраивает многое — и клуб ничего не исправляет, я становлюсь свободным агентом.
 — А есть другие предложения?
 — Предложений много. Уже в самой Италии представители некоторых клубов старались “снять” себе тренеров из сборных. Но я не тороплюсь с решением.
 — Из каких стран поступали предложения лично вам?
 — Из разных. В том числе из Литвы, Польши, России, где я уже работал.
 — К какому варианту склоняетесь больше?
 — К России. Почему? Очень просто — менталитет. Перестроиться сложно, и делать этого я не хочу. В Паланге, например, я жил прямо на берегу моря, в шикарном гостиничном номере с видом на море, по сути, ни в чем себе не отказывая. То есть — золотая клетка... А потом немаловажно и то, что в России можно полгода отработать в элитном клубе и стать весьма обеспеченным человеком. Но, правда,  при этом и ротация в российском чемпионате очень высокая. От начала до конца прошлый сезон отработали только три тренера, в том числе и я. Специалистам дают большую зарплату, поэтому хотят видеть результат уже завтра. Впрочем, финансовые условия все же пока не на первом месте для меня. Главное — возможности профессионального роста.
— Может, сконцентрируетесь на работе в сборной Беларуси?
 — Если мне предложат достойную оплату, я подумаю. Тем более что  работы в сборной  хватает. Пока же как главный тренер национальной команды,  я получаю в Минспорта на полставки 230 тысяч рублей (чуть больше ста долларов. — О.Г.), так что даже полная ставка меня не спасет. Мне же надо кормить семью. В клубах платят гораздо больше.
“Возможности женщин все еще не до конца изучены”
 — Наверное, в общении с девушками приходится обходиться без крепких словечек?
 — Почему же, сказать можно. Только это право надо заслужить. И никогда не унижать личное достоинство человека. А еще мы с девочками условились,  что не должно быть полемики во время игры — претензий, разговоров. Вообще, спортсмены играют так, как ты их научил. И если требуешь чего-то от них, значит, требуешь и от себя.
 — Принято считать, что женщинами управлять труднее, чем мужчинами...
 — Конечно, девушки более эмоциональны. Но в этом есть и свои плюсы: женщина на эмоциях может многого добиться. Поэтому у мужиков дебютанты редко когда становятся бронзовыми призерами, а у женщин даже чемпионаты выигрывали. С другой стороны, если мужчина — профессионал, то он будет работать, невзирая на личные отношения. А вот если возникает конфликт между женщинами, то приходится кого-то убирать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter