Почему мелиораторам сокращают финансирование

Мелиораторов поставили перед фактом. И они раскошелились

Одна из важнейших проблем мелиорации — ежегодное сокращение финансирования
Но денег им пока так и не вернули. Что делать для того, чтобы выжить

ЗА ПОСЛЕДНИЕ четыре года в сельхозоборот планировалось ввести более 260 тысяч гектаров мелиорированных земель. Введено почти 230 тысяч. В этом году необходимо добавить еще около 45 тысяч. Уже очевидно, что выйти за пять лет на 314 тысяч гектаров, как предусматривалось Госпрограммой сохранения и использования мелиорированных земель, не получится. По прогнозам специалистов, реконструкция и новое осушение заболоченных земель за пятилетку могут быть проведены не более чем на 275—280 тысячах гектаров. При всем желании в оставшееся время наверстать упущенное мелиораторы не смогут. На это не хватит денег и времени.

СОХРАНЕНИЕ и рациональное использование потенциала земель, включая и мелиорированные, считается одним из важнейших приоритетов АПК. Об этом говорится и в прошлогоднем Указе № 347 Президента «О государственной аграрной политике». Деньги на реконструкцию и осушение заболоченных земель выделяются из бюджета.

— В прошлом году, например, на мелиоративные работы планировалось направить почти два триллиона рублей. Из них 799 миллиардов — из республиканского, а остальные — из местных бюджетов, — рассказывает директор ГО по мелиорации земель, водному и рыбному хозяйству «Белводхоз» Анатолий Булыня. — Но в связи с оптимизацией расходов республиканского бюджета, концентрацией денег на пусковых объектах выделено около 90 процентов планируемой суммы. За счет местных бюджетов полное финансирование программы обеспечили только Брестский, Гомельский и Гродненский облисполкомы.

Одна из важнейших проблем мелиорации — ежегодное сокращение финансирования. Оно не позволяет выполнять первоначально запланированные объемы работ. Задание минувшего года, например, тоже было под угрозой срыва. Причем опять не по вине мелиораторов. Они вели работы, но их поставили перед фактом, когда урезали финансирование, — отступать было некуда. Примерно 66,5 миллиарда рублей пришлось взять на себя. В результате задание года закрыто на 110 процентов. От заиления очищено 2,3 тысячи километров мелиоративных каналов, почти 4 тысячи километров — от кустарников, отремонтировано более 600 гидротехнических сооружений. В связи с оптимизацией расходов в основном выполнялись наиболее значимые работы, включая безопасную эксплуатацию мелиоративных систем, и те, что способствуют возделыванию сельскохозяйственных культур.

Но раскошелившись на такую сумму, предприятия мелиоративных систем невольно оказались в сложном финансовом положении. Деньги им обещали вернуть «за счет лимита этого года». Но они еще не поступили. А как бы пригодились в эти зимние дни, когда приходится готовиться к очередному сезону.

В ТЕЧЕНИЕ четырех лет финансирование мелиоративных работ корректировалось не раз. Хорошо, если бы в сторону увеличения. Так, последствия оптимизации бюджета 2013 года дают о себе знать по сей день. В соответствии с Госпрограммой, тогда планировалось ввести в оборот 108,6 тысячи гектаров мелиорированных земель. Сдали примерно в два раза меньше. Это сказалось и на результатах четырех лет. Наверстать упущенное до 2016 года практически невозможно.

По предварительным расчетам, прогноз этого года тоже не вселяет большого оптимизма. Из запланированных 50,8 тысячи гектаров мелиораторы смогут осушить и провести реконструкцию земель на 45—47 тысячах гектаров. Техники достаточно, опыта — тоже. Но на мелиоративных объектах свои возможности они используют примерно наполовину. Рентабельность им планируется на уровне трех процентов. Чтобы выжить, приходится выполнять несвойственные заказы — строить дороги, электростанции, фермы. Мелиораторы готовы работать в Калининградской области, других регионах России. Проектный институт «Белгипроводхоз», например, выполняет заказы для Грузии, Калининградской области. Обеспечение работой и стабильное финансирование — это одна из важнейших проблем отрасли.

Но, как показала практика, эффективность работы сдерживает и отсутствие единой системы управления. Организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем находятся в коммунальной собственности. А финансирование из двух источников не обеспечивает эффективного использования выделяемых денег, отрицательно сказывается на выполнении комплексных работ. При таком «двоевластии» очень сложно вести их учет на республиканском уровне. Поэтому в аналогичную программу на 2016—2020 годы предлагается внести изменения — финансировать работы только из республиканского бюджета. Это позволит централизованно проводить единую техническую политику. Как требует того Закон «О мелиорации земель».

Мелиораторы не прочь взять на обслуживание мелиоративные системы, освободив от него многие сельхозпредприятия. Тем более что у них нет необходимой техники. Без нее страдают качество работ и темпы. Во время жатвы или заготовки кормов хозяйствам не до обслуживания каналов.

В 2016—2020 годах приоритет будет отдан мелиорации больших участков, полностью расположенных в бассейнах крупных рек. Продолжатся работы на мелиоративных системах Национального парка «Беловежская Пуща» и его охранной зоны.

ШИРОКОМАСШТАБНАЯ мелиорация земель проходила в 1965—1980 годах. Более 60 процентов осушенных торфяников находится в Брестской, Гомельской и Минской областях. В 15 районах они занимают свыше 50 процентов сельскохозяйственных земель и обеспечивают основное производство растениеводческой продукции. Если до проведения массовой мелиорации было осушено менее миллиона гектаров, то теперь за сельхозпредприятиями закреплено 2,9 миллиона гектаров мелиорированных земель. За 30—40 лет многие из них износились. Мелиорация тогда проводилась открытым способом. Экскаваторы копали каналы, по которым отводилась вода. Такие сети, как известно, недолговечны. На них быстро уменьшается слой торфа, а значит, и глубина залегания дренажа, открытых сетей. Каналы зарастают кустарниками и заиливаются, быстро мелеют. Чтобы их не углублять, мелиораторы начали широко использовать дренаж. Благо техники собственного производства для этого достаточно.

— Балл пашни наших торфяников — 24,1, — рассказывает главный агроном совхоза «Слуцк» Слуцкого района Леонид Казак. — Если их лучше удобрять органикой, вносить минеральные удобрения, то и отдача будет большей. У нас они бедные на фосфор, кислые. В прошлом году с каждого гектара собрали на них по 30 центнеров зерновых. Общая протяженность каналов составляет около 400 километров. 

Совместно со специалистами районов «Белводхоз» теперь проводит инвентаризацию мелиорированных земель. Затем будет подготовлен проект программы на 2016—2020 годы. Предполагается, что количество земель, требующих реконструкции, составит около 500 тысяч гектаров. Это на 200 тысяч меньше, чем по результатам инвентаризации 2010 года. Анатолий Булыня не скрывает: если бы за 4 года реконструкцию мелиорированных земель провели не на 230 тысячах гектаров, а на 500 тысячах, как планировалось, то нагрузка на следующую пятилетку оказалась бы меньше. При этом часть земель восстанавливать уже нецелесообразно. На них лучше посадить лес. Или заболотить, то есть передать на реконструкцию природе. Сэкономленные деньги предлагается направить на осушение новых, более плодородных земель. В первую очередь в Столинском районе. Таких участков набирается около 60 тысяч гектаров. Большинство из них находятся в поймах рек и, что очень важно, защищены от подтопления.

ПОЛУЧИВ мелиорированные земли, хозяйства должны использовать их с максимальной отдачей. И повышать плодородие, о чем некоторые забыли. Это тоже их обязанность. Такое требование закреплено Декретом № 5 Президента «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter