По расчетам геологов, на 400 лет хватит запасов гранита на известном далеко за пределами страны Глушковичском месторождении

Медленно запрягаем. Может, быстро поедем?

Настоящий подземный Клондайк Гомельщины сулит невероятные перспективы. Только бы освоить его побыстрее...
Настоящий подземный Клондайк Гомельщины сулит невероятные перспективы. Только бы освоить его побыстрее...

карьер.jpg

Еще не менее 400 лет будут загораться огни новогодней елки в карьере «Крестьянская нива» Лельчицкого района. По расчетам геологов, именно на столько времени хватит запасов гранита на известном далеко за пределами страны Глушковичском месторождении. А украшать зеленую красавицу рядом с местом выработки — давняя традиция. Сам карьер уникален тем, что добыча ценного строительного камня ведется дешевым открытым способом. Гранит здесь снимают уступами — 10-метровыми слоями, и дорога ко дну вьется огромным серпантином. К тому же это самый прочный щебень в Европе, сертифицированный как марка М-1400. Это значит, что его запас прочности 1400 килограммов на квадратный сантиметр. К слову, у микашевичского гранита показатель на 200 килограммов меньше, а у зарубежных образцов — на все 500!

В карьере «Надежда»


Уже готов инвестпроект строительства нового завода мощностью 4 миллиона кубических метров щебня в год. Производство планируется разместить на отдельной площадке, не останавливая действующее предприятие. Объем инвестиций — 10 миллионов евро.

Накануне Нового года из Германии сюда доставлена суперсовременная буровая установка. Аналогов ей в республике нет. Впервые в истории освоения месторождения к работе приступили и маркшейдеры, говоря проще, горные инженеры. Это молодая супружеская пара Юлия и Александр Козаченко. Специалисты будут планировать и контролировать все этапы карьерных разработок.

Также собираются возобновить добычу облицовочного камня на карьере «Надежда». Она была приостановлена в 1995 году, а сам карьер затоплен. Именно отсюда родом серые с белыми разводами гранитные плиты, которые применялись для отделки храма Христа Спасителя в Москве и некоторых станций минской подземки. В Беларуси сейчас гранитный облицовочный камень и брусчатку не производят, а закупают за валюту. А ведь раньше ее отправляли за рубеж с тех же Глушковичей. Так что экономическая выгода очевидна. Впрочем, как и перспективы для возобновления экспорта.

Быть содовому заводу в Мозыре


Полесский регион Гомельщины — настоящий отечественный Клондайк со значительными запасами естественного, в то же время стратегического сырья. Для геологов — настоящая сказка. Полтора года назад Совет Министров принял постановление о создании гомельского промышленного парка «Полесье—Лельчицы». В него вошли пять районов: Лельчицкий, Ельский, Житковичский, Петриковский и Мозырский. Площадь промпарка — более миллиона гектаров. Здесь проживает 242 тысячи человек. Координатор проекта — Гомельский облисполком. Среди ответственных исполнителей — министерства сельского хозяйства и продовольствия, энергетики, архитектуры и строительства, лесного хозяйства.

Возможностей для работы ведомств и потенциальных инвесторов предостаточно. Геологоразведка не останавливается и зимой. Поисковые данные по полезным ископаемым даже превосходят ожидания.

250 миллионов тонн залежей бурых углей в Лельчицком месторождении, 100 миллионов тонн — в Житковичском и Бриневском. А это почти готовое топливо для жилищно-коммунального хозяйства и нужд местной промышленности. Отличная основа для получения удобрений и биостимуляторов роста растений. Весьма перспективным считается месторождение гипса в Петриковском районе. По предварительным данным, его запасы составляют более 180 миллионов тонн. Специалисты РУП «Белгеология» подготовили экономическое обоснование для нового завода по выпуску кальцинированной соды в Мозыре. Сырьевой базой станет месторождение в Ельском районе близ Кустовницкого соляного купола. Как считают эксперты, запасов сырой соли хватит на несколько сотен лет. Природного материала здесь свыше 300 миллионов тонн. Около 100 миллионов тонн насчитывают запасы торфа в Ельском районе.

Всемирный банк интересуется Лельчицами


Туровское месторождение горючих сланцев — особая гордость. Задались целью — и нашли-таки богатые месторождения калийных солей с прогнозными запасами до полутора миллиардов тонн. ОАО «Беларуськалий» уже приступил к строительству в Петриковском районе горно-обогатительного комбината.

Кроме того, на территории промпарка «Полесье — Лельчицы» обнаружены такие редкие виды сырья, как бериллий, цирконий, пирофиллит. Словом, почти вся таблица Менделеева.

— Пока осваиваем то, что буквально под ногами, — говорит заместитель председателя Лельчицкого райисполкома по экономике Светлана Сафонова. — В первую очередь сапропель. Мы закупаем за границей премиксы, а здесь они созданы самой природой. Надо только наклониться, чтобы взять. На базе агросервиса в этом году ввели в эксплуатацию первую очередь современного производства витаминизированных кормовых добавок на основе сапропеля.

На Гомельском экономическом форуме-2014 нашлись китайские и российские инвесторы, которые готовы вложить средства в строительство угольного химического комплекса, а также в создание предприятия по производству гуматов из смеси торфа и сапропеля. Заинтересовал перспективный проект промпарка и представительство Всемирного банка в нашей республике. Его руководитель Ян Чул Ким с рабочей группой также побывал в Лельчицком районе.

Но стратегическим для нас остается вопрос прокладки железной дороги. Речь идет о транспортной инфраструктуре не только нашего района, а всего Полесского региона. В связи с освоением вновь открытых месторождений и с учетом его развития строительство железнодорожной ветки обязательно окупится.

Нужна дорога. Железная!


Единственная автомобильная магистраль, которая проходит по Лельчицкому району, уже не отвечает потребностям растущих мощностей Полесского региона. Сейчас те производства, которые здесь созданы и работают, — к примеру, щебеночный завод «Глушковичи» и другие — несут колоссальные затраты на перевозку продукции. К тому же при виде транспортных расходов у инвесторов пропадает всякий интерес к проекту.

В то же время железнодорожное сообщение в 5—6 раз сократит расходы в строительной, лесохозяйственной и аграрной отраслях края. За экономикой, понятное дело, подтянется и социальная составляющая. Новые рабочие места, развитие инфраструктуры, простота и доступность передвижения для жителей полесской глубинки.

Однако при всех очевидных плюсах судьбу проекта решает взвешенная оценка эффективности колоссальных вложений. В этом году проведены необходимые расчеты. Наиболее приемлемым вариантом прохождения Полесской железной дороги специалисты признали маршрут Глушковичи—Лельчицы— станция Михалки Мозырского района. Его протяженность — 121 километр. Изначально это будет транспортная ветка, а затем и пассажирская. Она сможет обеспечить перевозку грузов в объеме 13 миллионов тонн и пассажирские перевозки на уровне 340 тысяч человек в год.

Для выполнения изыскательских и проектных работ понадобится еще два года. Нормативный срок строительства, по предварительным расчетам, — четыре года. Говорят, под Новый год, что не пожелается…

shevko@sb.by

Фото Анатолия СИЛИВЕРСТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter