«Важно не то, где ты получил аттестат, а то, какой ты человек»
«Повар, обвальщик мяса» – такую специальность получил Леонид Мленик после окончания школы-интерната № 5. Выбрал ее неспроста: мечтал открыть собственное кафе. Но, изучив «матчасть» во время практики и отработки распределения, Леня понял, что все гораздо сложнее, чем казалось на первый взгляд, и сменил сферу:– Сейчас тружусь соцработником в Территориальном центре социального обслуживания населения Ленинского района Минска. У меня всего одна подопечная, с первой группой инвалидности: помогаю ей с уборкой, хожу в аптеку и за продуктами. Помимо этого, занимаюсь продвижением нового интернет-сервиса и проведением бесплатных деловых онлайн-знакомств. У меня уже есть своя команда из 12 человек.
Сейчас Леня чувствует себя вполне уверенно, благо в школе-интернате научили практически всему – от планирования финансов до уборки квартиры:
– Единственное, чего мне не хватило, так это умения взаимодействовать с различными инстанциями. Например, я знал, что мне, как круглому сироте (я отказник, воспитывался в госучреждениях), положено жилье. Но куда за ним обращаться и какие справки необходимо собрать, понятия не имел. В итоге ходил по администрациям разных районов, пока наконец, каплю за каплей, не собрал нужную информацию.
Как устраиваются в жизни выпускники интернатов? Да по-разному, как и все люди, рассуждает Леонид:
– Важно не то, где ты получил аттестат, а то, какой ты человек и какая у тебя жизненная цель: к чему идешь, к чему стремишься. Хотя это понимают не все. Бывали случаи, когда люди, узнав, что я вырос в интернате, начинали отдаляться от меня, относиться настороженно. Но у меня уже выработана своя тактика: я не выяснял отношений и продолжал здороваться с этим человеком, соблюдать необходимый вежливый минимум. И он, удостоверившись, что я спокоен, адекватен и ненавязчив, пересматривал свое отношение.
А к чему стремится сам Леонид?
– Хочу стать самодостаточным, купить собственную квартиру (сейчас живу в арендной) и создать семью. Все непросто, но вполне реально.
«Вы звоните маме, а я – бывшей воспитательнице»
Одноклассница Леонида Кристина Ладис в свои 26 успела стать мамой сыновей-погодок: они с мужем растят пятилетнего Дениса и четырехлетнего Лешу.– Какая я мама? Наверное, слишком добрая. Даже когда порой ругаюсь, дети не особенно прислушиваются: думают, что я это не всерьез.
Кристинина мама не была ни доброй, ни заботливой. С пяти лет девочка воспитывалась в интернате, по которому искренне скучает до сих пор:
– Не покривлю душой, если скажу, что это был настоящий дом, то место, где нас любили. Как большинство из вас звонят маме, так я до сих пор звоню своей бывшей воспитательнице Анне Алексеевне Луцкой, чтобы поделиться новостями, попросить совета или просто пожаловаться, как я устала. Именно ее я набрала, когда, переехав в свою квартиру, впервые получила жировку: не понимала, что это за штука и что с ней делать дальше. Мне кажется, в школах-интернатах должны обращать больше внимания на такие нюансы: как оплатить коммуналку или, например, спланировать бюджет, чтобы хватило до следующей зарплаты или стипендии. С этим на первых порах были проблемы.
После школы Кристина получила специальность парикмахера в одном из минских колледжей, но признается, что за долгий декрет подрастеряла навыки. Поэтому прошла переобучение и сейчас трудится продавцом-кассиром:
– Хотя мужа и мальчишек по-прежнему стригу сама: дома есть и машинка, и профессиональные ножницы.
Недавно старший сын стал активно интересоваться у Кристины, где она училась:
– Рассказала, что окончила школу-интернат, объяснила, что это. Никогда не стеснялась этого факта биографии. Да и чего стесняться? Интернат – это тоже дом, пускай и не такой, к которому все привыкли.
«Стереотип работает, но только в обратную сторону»
Николаю Мацкевичу в некотором роде повезло: он не кочевал по разным учреждениям, а провел 11 школьных лет в одном и том же интернате. После его окончания Николай поступил в Минский торговый колледж:– Если честно, у меня была другая мечта: с детства хотел стать водителем троллейбуса, но, увы, не смог пройти медкомиссию. Впрочем, специальность продавца-кассира мне тоже нравится. Я работаю в детском магазине и люблю, когда малыши искренне радуются покупке или начинают с серьезным видом рассказывать мне о возможностях новой игрушки, хотя я и сам знаю наизусть характеристики каждой.
Во взрослую жизнь парень влился быстро, с хозяйственными делами вопросов не возникало:
– Еще во время учебы в школе-интернате я два года ходил на кулинарные курсы при Дворце детей и молодежи «Золак». У нас была гениальная преподавательница, которая могла из ничего приготовить настоящий шедевр. Я так не умею, но сварить борщ, пожарить мясо – без проблем.
Николай из тех, кто если делает что-то, то хорошо, а если изучает что-то новое, то пытается докопаться до самой сути:
– Я склонен увлекаться одной темой. Например, сейчас мне интересна биология: строение клеток, функционирование организма. Уже посмотрел много лекций на YouTube от профессоров ведущих вузов и мечтаю о профессиональном микроскопе, чтобы лично увидеть то, о чем они рассказывают.
Есть у парня и другая мечта – стать персональным куратором для мальчишки-сироты:
– Хотел бы оплачивать ему занятия плаванием (это мой любимый вид спорта), водить на тренировки. Чтобы у него было больше шансов вырасти сильным, здоровым и успешным.
То, что вчерашние выпускники школ-интернатов не могут найти своего места в жизни, не больше, чем стереотип, уверен Николай:
– Если он и работает, то, скорее, в обратную сторону. Сироты часто достигают больших высот, потому что хотят доказать самим себе и своим родителям, что они тоже достойны внимания, уважения и любви.
krupenk@sb.by