«Маркетинг» — это не мат

Маркетологи: Постановление № 284 стало вынужденной и правильной мерой

Эксперты отмечают: профессиональную аттестацию должны проходить не только рядовые сотрудники, но и директорат

Весной нынешнего года белорусское маркетинговое сообщество заговорило о революции. Согласно постановлению № 284 «О мерах по повышению эффективности работы внешнеэкономических и маркетинговых служб», до 1 августа 2010 года ряд министерств, концерны и облисполкомы обязаны были обеспечить в подчиненных организациях коренную реорганизацию этих отделов. За отсутствие профильного образования и подтверждения знаний по иностранным языкам должно было по­следовать освобождение от занимаемой должности. Вместе с тем ничего радикального на предприятиях не произошло и ситуация на большинстве из них остается прежней…

Слово «маркетинг» перестало быть непонятным и «ругательным» на фабриках и заводах не так уж давно. Правда, отдельные руководители по-прежнему довольствуются лишь отделами продаж или сбыта, совершенно не дифференцируя деятельность «продавцов» и маркетологов. Что и говорить, реально эффективные службы действуют сегодня либо у лидеров-экспортеров той или иной отрасли, либо у компаний с совмест­ным капиталом, либо у представительств мировых производителей. А специалисты на периферии далеко не всегда соответствуют необходимым требованиям, многие не владеют иностранными языками… Немало было примеров в СМИ, когда журналисты звонили на предприятие, пытались наладить переговоры на английском и наталкивались в буквальном смысле на стену непонимания. Кроме того, прошедший кризисный год обнажил проблемы не только финансового характера, но и управленческого. Стало понятно, что эффективные продажи не всегда зависят от количества денег у покупателя. Постановление № 284 стало вынужденной и правильной мерой, как признались сами маркетологи.

Напомним, ряд министерств архитектуры и строительства, промышленности, связи и информатизации, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и коммуникаций, энергетики, концерны «Белбиофарм», «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белнефтехим», облисполкомы и Минский горисполком обязаны до конца текущего года провести в подчиненных организациях коренную реорганизации маркетинговых служб. 1 августа завершился срок обязательной аттестации сотрудников отделов маркетинга и внешнеэкономической деятельности. В ряде министерств комментировать результаты отказались, сославшись на «закрытую информацию», однако отметили: «все прошло согласно постановлению».

Гораздо охотнее делятся результатами в регионах. В отделе кадров и награждений Брестского облисполкома рассказали: аттестацию прошли сотрудники комитета экономики самого исполкома, а также эскпортно-ориентированных предприятий области – концерна «Брестмясомолпром» и подведомственных организаций Брестского областного управления промышленности. Аттестованы все 159 человек, проходивших «проверку знаний». Правда, далеко не все из них владеют иностранными языками: из общего числа сотрудников отделов маркетинга и внешнеэкономической деятельности пообщаться на зарубежном смогут лишь 23 (!) человека. Кроме того, несколько специалистов продолжают работать без высшего образования…

Руководители предприятий, выпускающих продукцию, которая стала уже брендовой, отмечают: эффективная работа у них была налажена еще до принятия постановления. Первый заместитель генерального директора по продажам СП ОАО «Спартак» Александр Данилов подчеркивает: «На нашей фабрике все инновационные решения идут именно от отдела маркетинга. Эти специалисты сами решают, что сегодня востребовано на рынке и что нужно продавать, они определяют политику работы всего предприятия, а не наоборот. В отделе маркетинга сегодня трудятся 6 человек, один из них занимается исключительно интернет-маркетингом и продвижением в сети. С иностранными языками проблем тоже нет. Сотрудники отдела внешнеэкономической деятельности свободно говорят с клиентами на английском, немецком и итальянском».

Огромное внимание уделяют работе маркетинговой службы и в ОАО «Амкодор». По словам заместителя генерального директора по кадрам, идеологической работе и социальным вопросам Татьяны Михеевой, вопросами совершенствования работы маркетологов на предприятии занимаются давно. Сейчас здесь работает профессиональная команда из 61 человека, из них с высшим образованием – 90 %, с профильным – 72 %. Вместе с тем, подчеркивает специалист, для сотрудников отдела маркетинга проводится техническое обучение, ведь знание особенностей выпускаемой продукции необходимо при продвижении. Кроме того, ежегодно проходит конкурс «Лучший по профессии», где есть номинация «Лучший специалист маркетинговой службы». В нынешнем году победителем стал молодой специалист, закончивший в прошлом году аспирантуру. Средний возраст руководителей-маркетологов – 35,5 года, специалистов – 28 лет. 

Мнение эксперта

Анатолий АКАНТИНОВ, генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы»:

— Постановление № 284 действительно можно назвать позитивным: оно заставило большинство руководителей обратить внимание на маркетинг как на действенный инструмент, и это возымело действие. Например, на некоторых крупных производствах начальники отделов пошли получать второе высшее образование. А в концерне «Белгоспищепром», например, подведомственные предприятия защищали перед специальной комиссией стратегические маркетинговые планы. Правда, 80 % из них были отправлены на доработку. Сегодня пока рано говорить о заметном эффекте от проведенных аттестаций. Результаты будут тогда, когда появятся новые знания.

Вместе с тем практика показала: мы опять наступили на те же грабли. Основная «маркетинговая» проблема сегодня – мышление директората. Следующим шагом, на мой взгляд, должно бы стать новое постановление об обязательной аттестации руководителей на знание основ маркетинга. До тех пор пока руководство каждого предприятия не начнет четко понимать, что это такое, эффективной работы не будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter