На земле работать им не в тягость
В школе-интернате физику и химию не учат. По упрощенной программе ребята изучают языки и литературу, математику, историю, географию. А «король» всех предметов — трудовое обучение, по которому даже сдают выпускной экзамен. Специалисты считают, что именно эта дисциплина помогает воспитанникам с особенностями развития лучше других адаптироваться к жизни. У школы-интерната 99 гектаров земли, которую выделил райисполком. А здесь — плодовый сад, огород, коровник, свинарник, птичник. Так еще и зарабатывают на школьное питание и другие нужды.
Самое любимое среди воспитанников дело на территории этого мини-хозяйства — ухаживать за животными. Девятиклассники спешат показать мне небольшие деревянные домики, где живут вьетнамские свинки, козы, куры, фазан. Заодно и живность кормят — травой, яблоками…
— Интернат сотрудничает с соседними СПК, которые помогают с уборкой, техникой. Иногда на сельхозработы отправляем наших ребят. Они на хорошем счету. Ведь трудиться на земле таким детям совсем не в тягость. Так же, как кому-то интересно заниматься математикой, у них большая тяга к земле, животным, — замечает директор Марина Крепская.
В кабинетах — упряжь, хомут
Для классов профессиональной подготовки созданы специальные кабинеты. В одном из них — упряжь, хомут, доильный аппарат, в другом — семена, уборочный инвентарь. Есть у воспитанников и специальный предмет «социально-бытовая ориентировка». Занимаются в необычном кабинете. Здесь все обустроено, как в уютном жилом доме: секция, диван, ковер, занавески, телевизор, стиральная машина. Есть кухня с электроплитой, шкафчиками и посудой.
— С правой стороны — нож, с левой — вилка, — проводит урок на тему «сервировка стола» педагог Нина Мельникова. Она объясняет мне, что ее воспитанники должны овладеть элементарными навыками, знать, где хранить вещи для дома, как пользоваться бытовой техникой. — Готовим вместе пищу, после еды убираем со стола. В 11—12 классах уже моделируем различные жизненные ситуации и учим детей, как следует поступать. Что делать, если продукт оказался испорченным, как снять показания счетчика и заполнять квитанции, как применять лекарства, ухаживать за младенцем, наконец.
Старшеклассники живут уже не в общежитии, как младшие. На территории школы, кстати, в бывшем имении Якуба Наркевича-Иодки, в 2010 году на бюджетные средства фонда «Детские дома Беларуси» построили комфортабельный двухэтажный коттедж, а в 2011-м — четырехквартирный одноэтажный дом. Сначала 12 ребят живут вместе с воспитателем, а к самым старшим педагог только заходит в гости несколько раз в день.
В одной мини-квартирке, рассчитанной на троих человек, застаем 11-классницу Катю Цалко. Девочка принимается угощать нас чаем:
— Мы сами занимаемся уборкой, есть у нас пылесос, стиральная машина. А еще телевизор, магнитофон, электрочайник, холодильник, электроплита. Иногда всю школу блинами угощаем.
11-классника Веню Шпакова мы застали с пылесосом в руках (у мальчишек в комнатах чистота). Саша Черепов показывает статуэтки из бисера, которые сделали предыдущие жильцы, и охотно рассказывает мне, как вместе с ребятами, чтобы никому не было обидно, ходят в магазин за продуктами, как целый месяц всей школой убирали картофель, собирали яблоки…
Пока «возвращенцев» не было
Ребята уже задумываются о будущей самостоятельной жизни. Катя хочет стать штукатуром, Саша мечтает о собственном доме и хозяйстве, которое бы его кормило. Веня собирается в Италию на зимние каникулы: «С 2005 года езжу в эту страну к своей итальянской семье. За это время и язык их выучил, все понимаю. Пообещали меня усыновить, там, может быть, пойду учиться на водителя. С родителями своими созваниваюсь редко. Отец пьет, сестра замужем, я ей не интересен, мама и сама рада, что меня хотят усыновить…»
Есть еще в Калиновке и третий школьный домик на отдельном участке. Для тех, кто, не найдя себя во «взрослой» жизни, захочет вернуться в ставшими родными пенаты. Бывший воспитанник вполне может устроиться на работу в свою школу-интернат. Однако пока таких «возвращенцев» здесь не было.
Справка «СГ»
Всего в стране на 1 января 2014 года 134975 детей с особенностями психофизического развития, более 20 вспомогательных школ и школ-интернатов.
Виктория КОРШУК, «СГ»
korshuk@sb.by
Фото автора