Как отразятся новации в налоговом законодательстве на предпринимательской деятельности

«Малый бизнес должен иметь возможность расти и укрупняться»

В стране продолжается информационная работа с бизнес-сообществом об основных изменениях налогового законодательства, о мерах государственной поддержки бизнеса. О необходимости встреч с предпринимателями говорил Президент во время недавнего совещания об общественно-политической обстановке и состоянии преступности в стране: «Мы приняли решение, что ИП должны подняться на уровень выше и, как все физические или юридические лица, платить налог. И в течение этого года, еще несколько месяцев мы это приведем в соответствие. Надо по-цивилизованному, по-человечески с ними обойтись. Надо им просто разъяснить, каким путем мы будем двигать их к цивилизованной торговле или производству. Надо с ними разговаривать». 


Руководство Министерства экономики вместе с представителями Министерства финансов, территориальных подразделений ФСЗН, Министерства по налогам и сборам, а также местной властью на регулярной основе проводит встречи с бизнес-сообществом по всей стране. Что волнует бизнес и как будет развиваться этот сектор экономики в дальнейшем, спросили у заместителя министра экономики Татьяны Бранцевич.

Точный подсчёт 

— Татьяна Викторовна, какой вклад вносит в белорусскую экономику малый и средний бизнес? И на что нацелены изменения налогового законодательства в сфере МСП?

— Отмечу, что субъектами малого и среднего бизнеса сегодня создается более четверти валового внутреннего продукта республики, их доля в валовой добавленной стоимости составляет 30,5 процента. В этом секторе трудится без малого 1,5 миллиона человек, то есть каждый третий занятый в экономике. 

Здесь генерируется 20 процентов объемов промышленного производства, 30 процентов розничного товарооборота в торговле и почти половина товарооборота в общепите. Высока роль МСП и во внешней торговле: 43 процента экспорта товаров и 47 процентов экспорта услуг.

При этом необходимо отметить, что в настоящее время в стране преобладают малые формы ведения бизнеса.

Подавляющее большинство составляют индивидуальные предприниматели — почти 71 процент из 385 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. На микроорганизации приходится 25 процентов, на малые организации — 3 процента, средние организации — менее 1 процента. 

Однако соотношение вкладов каждой из категорий МСП в экономику совершенно иное. Судите сами.

На долю средних организаций приходится 9 процентов от общего объема налоговых поступлений в бюджет, микро- и малых организаций — около 24 процентов. А индивидуальные предприниматели, составляя 8 процентов занятых в экономике, отчисляют менее 3 процентов налогов. В среднем это около 1250 рублей в год на одного занятого. Для сравнения: микроорганизации, обеспечивая по­чти такой же уровень занятости (7,8 процента), вносят в бюджетную копилку почти в четыре раза больше (более 5 тысяч рублей на одного занятого). Как видите, разница значительна.

По сути, при равном объеме выполненных работ (оказанных услуг) индивидуальные предприниматели и юрлица получают сопоставимые доходы. А вот расходы у ИП, ­административная и контрольная нагрузка, уровень ответственности перед потребителями в разы ниже. 
Новая система налогообложения позволит устранить этот перекос, выровнять конкурентные условия осуществления предпринимательской деятельности, минимизировать нарушения налогового законодательства. 
Одновременно решается вторая важнейшая задача — увеличение участия малого бизнеса в финансировании государственных расходов.

И третий аспект — это стимулирование развития предпринимательства с целью перехода ИП на новый уровень. Малый бизнес должен иметь возможность расти и укрупняться.

Всё по правилам

— По вашему мнению, новая система налогообложения улучшит деловой климат в стране? 

— На мой взгляд, предложенные Налоговым кодексом изменения окажут однозначно положительное влияние на условия ведения бизнеса в Беларуси. Появились простые, понятные «правила игры» для всех субъектов хозяйствования, которые исключают недобросовестную конкуренцию.

Важно отметить, что работа по улучшению деловой среды не сводится к фискальным инструментам, а носит комплексный характер. 

Прежде всего мы снижаем административную нагрузку на предпринимателей, переводя взаимодействие по линии «государство — бизнес» в цифру. В этот многоступенчатый процесс вовлечены все органы-регуляторы, а также специализированная организация на базе Банка развития.

На текущий момент рабочая группа при Минэкономики проанализировала более половины от общего количества действующих административных процедур. В отношении 100 из них принято решение об исключении из единого перечня. Для еще 276 сокращены сроки либо перечень представляемых документов. Работа в этом направлении продолжается. Как результат — существенное снижение финансовых и временных издержек бизнеса. 

Изменения, предусмотренные Налоговым кодексом, окажут положительное влияние на условия ведения бизнеса в стране.

В прошлом году принято два важных документа. Первый — Закон «О лицензировании». Им закреплен переход к осуществлению процедур лицензирования в цифровом формате, перечислены требования к соискателям лицензий и лицензиатам. 

Второй — Закон «Об урегулировании неплатежеспособности», направленный на создание необходимых условий, чтобы дать «второй шанс» жизнеспособному бизнесу сохранить производства и рабочие места. 

Мы продолжим совершенствовать инструменты нефинансовой поддержки МСП. Постепенно акценты такой поддержки с формата «государство — бизнесу» смещаются в формат «бизнес — бизнесу» через создание соответствующих цифровых площадок. Примерами такого продуктивного взаимодействия является электронная платформа «Одно окно ВЭД Республики Беларусь», созданная с целью повышения эффективности отечественных экспортеров, и информационный интерактивный ресурс «Карты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь».

Окно возможностей 

— Какие новые ниши для малого бизнеса предлагаются в ближайшее время?

— В современном мире много новых направлений для развития бизнеса. Это и IT-сфера, и так называемые экопроекты. Вместе с тем государство заинтересовано в том, чтобы все больше предпринимателей самореализовывались в производстве. 

Стратегической задачей для нашей страны на сегодня является импортозамещение. До 2022 года мы закупали у недружественных стран продукцию на более чем 8 миллиардов долларов. Теперь, когда производственные цепочки нарушены, а иностранные поставщики ушли с рынка, перед нашим бизнесом открывается прекрасная возможность заполнить эту нишу.

Системная работа по вовлечению МСП в производственную кооперацию ведется с использованием двух механизмов. Первый — интерактивные электронные площадки, такие как общерес­публиканский информационный ресурс субконтрактации. Он позволяет в режиме 24/7 мониторить запросы флагманов машиностроения и предложения малого бизнеса — в общей сложности около 2 тысяч заказчиков и потенциальных поставщиков. Большой популярностью пользуется цифровая платформа по импортозамещению, которую в мае прошлого года создала Белорусская универсальная товарная биржа. 


Второй — контактно-кооперационные биржи, которые Мин­экономики совместно с Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей организует на флагманах машиностроения. Такие переговоры значительно ускоряют поиск деловых партнеров и создание новых кооперационных цепочек.

В прошлом году проведено 20 мероприятий с участием 450 субъектов хозяйствования на площадках «МТЗ», «­Гродно Азота», «Гомсельмаша», «­БЕЛАЗа», «Белшины», «Белмедпрепаратов» и других гос­предприятий. Заключено либо находится в стадии заключения около 200 контрактов. Объем сотрудничества только с предприятиями Минпрома превысил 150 миллионов рублей. Это свидетельствует о заинтересованности предпринимателей в кооперации с крупными госпредприятиями и их готовности участвовать в программах импортозамещения.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter