Мал городок, да дорог

50 миллиардов рублей инвестировано в малые населенные пункты Минщины. Есть ли отдача?

50 миллиардов рублей инвестировано в малые населенные пункты Минщины. Есть ли отдача?


Почему многие мечтают об огнях большого города? Потому что там открыть бизнес или найти работу проще, зарплата выше, дороги лучше и так далее. Изменить стереотип в малом поселении и перспективы малые должна государственная программа развития небольших городов, принятая в середине прошлого года. Ее цель — уже к 2010–му создать максимально привлекательные условия для труда и быта в небольших и наиболее проблемных поселках. Их в одной Минской области насчитывается 21 из 38. И 100 миллиардов рублей, предусмотренных по программе на такое благое дело на Минщине, право слово, — не цена. Главное, чтобы деньги были вложены грамотно и с толком.


Вот этим пока хвастаться рановато. Такой вывод сделали специалисты Комитета госконтроля Минской области, побывав в малых поселениях нынешним летом и сверив, так сказать, первые промежуточные результаты (в достижение которых, кстати, уже инвестировано 50 миллиардов рублей из бюджета области): фактические и плановые цифры производства, роста занятости, зарплат, бизнес–климата.


Первое, что бросилось в глаза: по утрам в электричках и маршрутках, доставляющих жителей Солигорского, Пуховичского, Узденского, Минского и других пристоличных регионов в Минск на работу, по–прежнему практически нет свободных мест. Не от хорошей жизни тратят люди по нескольку часов на дорогу. В поселках Красная Слобода Солигорского, Городея Несвижского, Плещеницы Логойского и Мачулищи Минского района местное производство продукции, скорее, сворачивается, нежели активно развивается. Вот статистика: объемы выпуска товаров и услуг снизились на 5 — 20 процентов по сравнению с 2006 годом.


Характерный пример. Непосредственно в поселке Свислочь Пуховичского района занято лишь 42,5 процента жителей, в Правдинском и того меньше — 34,7 процента. Между тем Пуховичский район — лидер по количеству неиспользуемых зданий: 171 из 471 в целом по области. Казалось бы, вот он, реальный потенциал для развития малого бизнеса. Тем более что в последнее время приняты очень важные документы по снижению налоговой нагрузки на предпринимательство в поселках и деревнях почти вдвое. Есть возможность продать застоявшуюся недвижимость за 1 базовую величину. Но нет. По словам председателя Комитета госконтроля Минской области Владислава Цыдика, только после проверок пустующее десятилетиями здание детского сада в поселке Свислочь станет общежитием для работников завода горного воска. Еще 4 будут переданы в хозяйские руки. С остальными пока проблема — нет документов: техпаспорта, землеустроительного дела. Целесообразно ли тратить на это миллионы государственных средств, чтобы затем выручить за неиспользуемый объект 1 базовую величину, резонно задают вопрос чиновники. Похоже, чтобы дело двигалось быстрее, надо менять законодательную базу.


С налоговыми льготами и вовсе парадоксальная ситуация: большинство организаций в Пуховичском районе ими не воспользовалось. Не знают, как потратить, боятся ответственности. А исполкомы не очень охотно дают преференции. И то сказать: например, рентабельность Березинского льнозавода была минус 62 процента, дали льготу — стала минус 48. Эффекта практически ноль, а в местном бюджете — дыра... Пример, к сожалению, не единственный.


Но поистине вопиющий факт разбазаривания бюджетных средств выявили контролеры в Воложинском районе. Здесь с 1993 года строят акушерско–гинекологический корпус райбольницы. С 1997 года стройка не продвинулась ни на йоту, но не была законсервирована. Почти через 10 лет о ней вспомнили и... вместо крыши поставили пластиковые окна, потратив на эту безумную затею 121 миллион бюджетных рублей. Итог печален: здание частично обвалилось. В Крупском районе для модернизации сыродельного цеха Холопеничского маслосырзавода еще в прошлом году во Франции заказали современное оборудование на 3,9 миллиарда рублей. Оно по сей день не смонтировано. Потому что проектировщики не указали в чертежах несущие колонны, расположенные по центру задания цеха. Теперь переделывают заказ.


Что это — халатность, невнимательность, безразличие? Похоже, и то, и другое, и третье. Работа руководителей названных районов, курирующих реализацию проектов программы развития малых городов, на коллегии Комитета госконтроля Минской области была признана неудовлетворительной.


Понятно, что проблемы малых городов, копившиеся десятилетиями, враз не решить. Есть много объективных причин: не хватает кадров, денег, инициативы, разворотливости управленцев, которых в глубинке вообще недостает. Отсюда и результат. Но, как говорится, на ошибках учатся. Рейд контролеров Минщины очевидные ошибки обнажил. На них нужно учиться. Их нужно исправлять.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter