Максимальный минимум знаний

Как учатся взрослые пациенты психоневрологических интернатов

О том, что взрослым инвалидам тоже надо учиться, у нас заговорили относительно недавно. Теперь у большинства таких людей появилась возможность получать знания благодаря стараниям международного общественного объединения «Голос сердца» и финансовой поддержке Фонда демократии ООН. Всего лишь за год с нуля была проделана огромная работа: впервые созданы и выпущены учебники, оборудованы классы, а уже к 1 сентября прошлого года вместе со всеми школами страны 46 центров обучения и развития открыли свои двери для «особенных» учеников. Недавно первый учебный год завершился для почти 500 таких школьников. Однако всех причастных к проекту волнует один вопрос: что же дальше? Будет ли новая программа для этих учеников на следующий год и как долго нужно учиться в подобных центрах? Как сохранять полученные знания? Но самое главное — что будет с учениками, которые пройдут все обучение в такой «школе»?


Свой первый букварь Наташа взяла в руки в 32 года. Теперь она уже достаточно бегло по нему читает, потихоньку осваивает прописи, умеет считать и решать задачи. Только азбука у Наташи и других ее одноклассников не совсем обычная: с примерами по математике мог бы справиться любой первоклассник, а урок «Эмоциональный мир человека» и вовсе не встретишь в другой школе. Именно по такой необычной программе занимались ученики центров обучения и развития. Недавно для восьми ребят, проживающих в Психоневрологическом доме–интернате для престарелых и инвалидов № 1, завершился первый учебный год.

Уроки по 45 минут, перемены и даже классный журнал с оценками — все как в обычной школе. В расписании всего 5 предметов, по которым в конце учебного года сдавали экзамены. Прочитать по слогам «ма–ма», сложить 3+2 на пальцах или вывести ровную букву — то, что кажется простым даже для первоклассника, для «взрослых» учеников может оказаться очень сложной задачей. Но учебники особенные и специально разработаны для людей с учетом их интеллектуальных возможностей. К тому же задача каждого из пособий — не только научить счету и письму, но и дать ценные навыки для самостоятельной жизни. Математика не зря называется практической. Каждое задание здесь взято из жизни, а предложенная ситуация — маленькая модель того, что может происходить в магазине, на почте или на домашней кухне.

— Для приготовления картофельного пюре использовали 250 граммов картофеля, 20 граммов сливочного масла и 5 граммов соли. Сколько граммов продуктов использовали для приготовления пюре?

К доске выходит Наташа. Еще в начале года девушка не умела даже читать. Раньше таким людям ставили диагноз «необучаемый», сегодня же говорят о том, что к каждому просто надо найти свой, особенный подход. Когда Наташа узнала, что у них в интернате будет учебный класс, сама попросила научить ее читать. К слову, совершенно не имея элементарных школьных знаний, девушка свободно говорит на английском — научилась, когда ездила гостить в ирландскую семью. Сейчас она умеет бегло читать по слогам, писать и считать. На доске старается аккуратно выводить цифры, записывая решение цветными мелками — ей так легче. А вот складывает все пока на калькуляторе.


— Для многих это уже большой шаг, — удовлетворена успехами подопечной учитель Елизавета Немченкова. — Ребята здесь очень разные, у каждого различные диагнозы. Кто–то считает в столбик, кто–то на пальцах, а кто–то и на калькуляторе. Но ведь не важно, как они будут считать стоимость всех продуктов, придя в магазин. Главное, чтобы они смогли это сделать.

А вот у Дениса уже есть собственные ученики. Он настолько быстро овладевает программой, что уже обучает небольшой класс, где все «школьники» — люди с синдромом Дауна. Конечно, уроки проходят не без помощи Елизаветы Владимировны. Любимый предмет у него — «Эмоциональный мир человека». У многих постояльцев интерната есть проблемы с выражением эмоций. И эти пособия с подробными картинками и ситуациями помогают им овладевать такими навыками. Азбука тоже отличается от детской. В конце каждого урока в разделе «Становимся самостоятельными» рассказывается, как встречать гостей, говорить по телефону, готовить завтрак. А по учебнику «Уютный дом и мое место в нем» овладевают элементарными бытовыми навыками, которые пригодятся в самостоятельной жизни. Во всем упор именно на социализацию. Ведь научиться читать и писать недостаточно: большинство пациентов всю жизнь провели в четырех стенах интерната.

Координатор проекта Полина Черкас высоко оценивает результаты нового подхода к обучению:

— Практически у всех учеников наблюдается положительная динамика. Ведь известно, что у людей с интеллектуальным недугом ситуация такова: если ничего не делать, не помогать им, то человеку станет только хуже. А если с ним проводить хоть какие–то занятия, то это будет, по крайней мере, поддерживать его уровень и не допустит ухудшений.

Директор Психоневрологического дома–интерната для престарелых и инвалидов № 1 Владимир Марудин также доволен реализацией проекта, но беспокоится за будущее воспитанников. Дело в том, что у нас в стране еще не разработана система непрерывного образования для людей с особенностями психофизического развития. «Сможет ли человек учиться дальше, получать профессию? Бывает, что некоторые подопечные уже готовы покинуть наш интернат. Но куда ему идти? Сложно найти работу, страх перед новой жизнью...» — сетует он.


Директор дома–интерната уверен, что хорошо оснащенные классы по трудовой терапии могут быть приспособлены и к получению профобразования. За время нахождения в учреждении подопечные могли бы овладеть полезными навыками и к моменту возвращения дееспособности в короткие сроки получить специальность. В психоневрологическом интернате есть свои столярные мастерские и пекарня, в которых проживающие учатся уже сейчас. Глядишь, именно они и смогут стать первыми «особенными» студентами и получать профессию по специальной программе, которую планируют разработать у нас специально для людей с интеллектуальным недугом уже в ближайшем будущем. А пока постояльцы дома–интерната строят планы, кем они станут после окончания «школы». Наташа хочет быть маляром или уборщицей: ей очень нравится наводить порядок и делать ремонт. Света мечтает делать игрушки из дерева, а Олегу нравится печь хлеб. Им хочется ходить на работу и чувствовать себя частью общества.

Факт


В психоневрологических домах–интернатах в Беларуси проживает порядка 15 тысяч инвалидов.

Кстати


Своеобразным буфером между домом–интернатом и самостоятельной жизнью за его стенами стали дома сопровождаемого проживания. Это своего рода апробация: юноши и девушки здесь самостоятельно ведут быт, готовят, учатся планировать бюджет. Одним словом, готовятся к реальной жизни. В таких «домах» в Беларуси проживает 1.425 человек.

Прямая речь


Светлана Блай, председатель МОО «Голос сердца»:

— Проект по созданию образовательного пространства для взрослых людей с интеллектуальным недугом — один из очень важных шагов, если не основополагающий, на пути деинституализации. Когда–то эти люди были признаны «необучаемыми», но оказалось, что вместо этого надо было просто создать условия, в которых бы они смогли обрести свои навыки и умения. Открытие центров обучения и развития на базе интернатов «выпрямило» их, вызвало интерес к жизни и к самим себе: на что я способен, чем могу быть полезен и могу ли жить, как все? Но самое главное — они поняли, что все это зависит от них самих! Трудностей было много. Редкие учреждения могли позволить себе взять в штат педагога, приходилось искать подходящие кадры, некоторых знакомить с особой методикой преподавания, все же ученики были «особыми». Сейчас мы можем говорить, что у нас получилось. Но проблема с профессиональными кадрами все еще осталась.

Главный вопрос, который волнует всех участников проекта и самих учеников: что будет дальше? Поэтому следующий шаг нашей организации — решение вопроса о получении профессиональной подготовки «выпускниками» центров обучения. Это станет возможным благодаря разработке специальных программ и обучающих курсов. Немаловажным здесь является и внедрение такого понятия, как «частичная дееспособность»: в зависимости от заболевания должна быть градация ограничений, оцениваться способность к труду. Этот вопрос еще тоже предстоит решить.

savitskaya@sb.by

1/
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Автор фото: Артур ПРУПАС
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости