Источник: Знамя юности
Знамя юности

Александр Данилов: «Хотел бы исполнить второй концерт Сергея Прокофьева для оркестра»

«Люблю слушать музыку волн Минского моря»

Пятикурсник Белорусской государственной академии музыки Александр Данилов немного волнуется. Сегодня он сдает государственный экзамен, на котором не нужно отвечать на вопросы билета, а необходимо показать свое мастерство, сыграв с оркестром. Такой чести удостаивается не каждый выпускник академии. 


Виртуозно, красиво и с чувством 

В большой зал послушать Александра пришли студенты, преподаватели, друзья и ценители музыкального искусства. Главные и самые строгие зрители – экзаменационная комиссия – наблюдают за ним с балкона. Саша садится за рояль, проводит платком по клавишам (этот ритуал помогает ему собраться и настроиться) и начинает играть второй концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром до минор, сочинение 18. 

Мелодию подхватывают звонкие скрипки, присоединяется бас виолончелей, на заднем плане звучат барабаны. Легкая рука маэстро – дирижера, обладателя медали Франциска Скорины Андрея Галанова – руководит игрой симфонического оркестра академии. Инструменты умолкают, и Александр исполняет соло. Пальцы музыканта бегают по клавишам с невероятной скоростью. 

В зале становится тихо – концерт-экзамен окончен. Раздаются аплодисменты, к Саше подбегает подруга и дарит букет белых пионов. Молодой человек удаляется за кулисы, где принимает поздравления от ректора академии Екатерины Дуловой и председателя экзаменационной комиссии Ивари Ильи. 

Итоговую оценку за госэкзамен Александр узнает в пятницу

На трое парней 37 девчат

Мы беседуем с Александром на сцене. Зрители давно ушли, лишь музыканты складывают инструменты в футляры. Разговор начинаю с вопроса: как увлечение музыкой превратилось в будущую профессию? Саша улыбается – его судьбу в четыре года предопределила мама: 

– Она отдала меня в хоровой кружок во Дворце молодежи. Через год проходило испытание, во время которого преподаватели предложили детям повторить на фортепиано мелодию. Я не был знаком с инструментом, но попробовал сыграть, и у меня получилось. Позже поступил в гимназию-колледж по классу фортепиано. 

Участие в конкурсах помогло юному музыканту понять, что ему нравится быть на сцене и свою жизнь он свяжет с искусством. В 2012-м ждала первая значимая награда: 

– Я привез серебряную медаль с Дельфийских игр, которые проходили в Астане. Эта победа позволила мне стать стипендиатом специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи и поступить в академию музыки без экзаменов. Меня приняли в класс профессора, заслуженного артиста Беларуси, художественного руководителя Белорусской государственной филармонии Юрия Гильдюка.


Пять студенческих лет Саша вспоминает с теплом. Появилось много новых знакомых и друзей, в основном, конечно же, девушек – в группе из 40 человек их было 37. Вузовские дисциплины давались легко: 

– Больше всего нравился предмет «Камерный ансамбль». Он хорошо развивает музыканта, учит слышать не только себя, но и своего партнера, а это очень важный навык.

Отрабатывать распределение Александр будет в Президентском оркестре, в котором он играл до этого полтора года. Сотрудничество началось с конкурсного прослушивания:

– Я был концертмейстером на кафедре деревянных духовых инструментов. Мы при­шли с пятикурсницей – она исполняла мелодию на флейте, я аккомпанировал ей на фортепиано. Виктор Бабарикин, немного послушав нас, начал задавать мне вопросы, пригласил самому по­участвовать в конкурсе. Я сыграл, и меня взяли. Позже поступило предложение стать солистом филармонии. Конечно, согласился. Как все успеваю, не знаю, но живу интересно. С оркестром выступали в больших залах Москвы, Омска, Тбилиси и Белграда. 

Чести сыграть с оркестром удостаивается не каждый выпускник академии

Ни дня на отдых

В плей-листе Александра вы вряд ли найдете песни новомодных исполнителей:

– В последнее время поймал себя на мысли, что ничего не слушаю. Мелодия, которая приятна моему слуху, – это музыка волн Минского моря. Когда хочется уйти от городской суеты, я сажусь в электричку и еду на природу, чтобы посидеть в тишине и покое.

Учеба заканчивается, наступает взрослая жизнь. Александру хотелось бы радоваться мелочам и ловить мимолетные моменты счастья, как в детстве. На будущее ставит себе цель – выйти на мировую концертную эстраду, стать успешным музыкантом:

– И исполнить второй концерт Сергея Прокофьева для оркестра. Композитор написал это произведение после смерти своего друга, поэтому в сочинении много боли, переживаний и страданий. 

Итоговую оценку за госэкзамен Александр узнает в пятницу, после того как сыграет сольную программу:

– Классический музыкант должен показать владение разными стилями – от эпохи барокко до современности. В моем исполнении прозвучат прелюдия Баха, последняя соната Бетховена. В «Ундине» Мориса Равеля будет тяжело передать напряженную атмосферу, ведь играть в камерном зале тихо и проникновенно – это большое искусство. 

До заключительного испытания еще три дня, однако Саша не думает расслабляться. Сходит на работу, позанимается в свободное время, отыграет концерт ко Дню медицинского работника вместе с Президентским оркестром во Дворце Республики. Отдохнет лишь на выходных: 

– Никак не доберусь поменять раму на велосипеде. Вот закончатся экзамены, отре­монтирую велик и отправлюсь кататься по городу. 

tochickaya@sb.by

Фото Алексея СТОЛЯРОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter