Ковальчик: работа с национальными авторами – важнейшая часть развития нашего театрального искусства

Художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького Сергей Ковальчик в ходе пресс-конференции в Национальном пресс-центре, посвященной Концепции развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024–2026 годы, обратил внимание на необходимость создания собственных произведений в сфере театрального и музыкального искусства белорусскими авторами.

Фото из архива «СБ»

– Мы должны гордиться не только, скажем так, ремонтными работами в театрах, постройкой новых зданий, архитектурой и строительством, но еще и произведениями, созданными творцами: это является частью национального искусства, – отметил Ковальчик. – Наш великий композитор Глебов написал балет «Маленький принц». Это чье? Сент-Экзюпери, Франция, или все-таки белорусское национальное произведение? Я склоняюсь ко второму. Потому что могут быть версии, сделанные во Франции, в Нидерландах, в России, где угодно, но этот «Маленький принц» – это наше, белорусское национальное произведение, созданное композитором. То же самое могу сказать про рок-оперу «Граф Монте-Кристо»: да, Дюма. Но автор идеи, режиссер, композитор, балетмейстер, аранжировщик, автор либретто – все белорусы! Значит, это наше, белорусское.

Произведения, которые возникают у нас в сфере искусства, должны быть как-то спозиционированы самими театрами как часть отечественной культуры и искусства, считает худрук НАДТ им. Горького:

– Я не говорю о том, что мы не должны обращаться к национальным авторам – они должны быть. Но тут какой вопрос: национальных авторов тоже надо растить. Работа с национальными авторами – это важнейшая часть развития нашего театрального искусства, оперного, музыкального искусства. У нашей страны богатая история, богатый опыт своей независимости, и нам есть о чем сказать. И памятные даты возникают: в этом году у нас и образование БССР, и объединение Западной и Восточной Беларуси, и 80 лет освобождения страны. У нас огромный перечень дат в этом году, которые нужно отметить! Провести работу с авторами. И здесь, мне кажется, уникален опыт нашего театра в том, что мы взяли документальные истории Галины Злобенко и делаем из них современную трагедию о тех людях, которые пережили оккупацию. Мне кажется, этот материал очень эмоционально сильный – раз, во-вторых, он направлен не столько на создание отдельного зрелища, а на изучение человека, его судьбы, его места в этом мире в период тяжелейших испытаний.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter