Любители экстремизма?..

То и дело звучат намеки, что будут пересмотрены отношения к белорусам, которые работают в России. А «Эхо Москвы» вообще далеко зашло в своих интерактивных опросах: «Следует ли ввести российские войска в Беларусь для охраны трубопровода «Дружба»?» или «Кто победит: Россия или Беларусь?»

Экстремизм – слово в русском языке заимствованное и большинству, наверняка, непонятное. В этом и кроется его прелесть: такими научными словечками можно красиво закамуфлировать самую неприглядную действительность. Скажем, российские парламентарии уже давно объявили экстремизм вне закона, но до сих пор спорят, а что этот термин, собственно, обозначает?! Напоминает бой с тенью: вроде и борются с экстремизмом, а что это такое не знают.

В позапрошлом году, в разгар российско-украинских газовых споров, довелось быть в одном московском издательстве. Точнее, в холле ждал товарища. За ресепшеном скучал охранник, разговорились. Человек оказался интересный: бывший военный, ныне – в отставке, он интересовался нумизматикой, собирал историю современных наград, расспрашивал меня о белорусских орденах и медалях новейшего времени… Но стоило вскользь упомянуть Украину, как добродушие улетучилось: 

— Зарвались совсем, — в душевном порыве сжались кулаки охранника. – Давно уже пора собраться бывшим офицерам и заставить уважать Россию… 

Я опешил… И постарался перевести тему разговора в другое русло. Откуда столько непримиримости у простых людей берется!.. 

Этот разговор вспоминаю, когда «листаю» российские информационные сайты. Сколько «нового» узнал! Оказывается, полтора десятилетия Россия буквально финансировала нашу экономику, за бесценок продавала углеводороды и энергоресурсы, а мы, «неблагодарные», еще смеем не соглашаться с их условиями по экономическим контрактам. Московские журналисты «переписали» новейшую историю за несколько дней. Оказывается не было ни Союзного государства, ни десятков межправительственных соглашений, ни совместных проектов… Не было и льготного транзита через территорию Беларуси в Западную Европу российских товаров, причем, замечу, в те времена, когда баррель нефти стоил долларов 20 и восточный сосед переживал не лучшие времена, чтобы платить лишние пошлины. 

Что российские публицисты видят один дебет, но забывают про кредит – это понятно. Но их «творческий» взгляд недолго задержался на экономике, а быстро перескочил на межнациональные отношения. 

То и дело звучат намеки, что будут пересмотрены отношения к белорусам, которые работают в России. А «Эхо Москвы» вообще далеко зашло в своих интерактивных опросах: «Следует ли ввести российские войска в Беларусь для охраны трубопровода «Дружба»?» или «Кто победит: Россия или Беларусь?». Как не вспомнить про российский закон об экстремизме. 

Думаю, белорусский народ на такие высказывания не обидится. Во-первых, по-человечески понятно: на подобной глупости московские журналисты стараются заработать повышенный гонорар. Ну и пускай, если совесть не замучает. А во-вторых, ну как можно на это обижаться?! Конечно, на месте российских властей подобные высказывания проанализировать стоило бы с правовой точки зрения. Сегодня слушать «Эхо Москвы» или новости на российских телеканалах без улыбки нельзя: куда занесет фантазия журналистов? А многие россияне искренне верят, что Беларусь якобы «обобрала» их на газе на 3,5 миллиарда долларов, на нефти — на 20 миллиардов, да последнюю еще и продолжаем «воровать» из нефтепровода. Независимых источников информации у российского обывателя-то немного. Остается верить оставшимся. И неудивительно, что в душе таких простых охранников, как мой знакомый, закипает вроде бы и праведный гнев: мол, наших бьют. Вот и готова почва для «любви» к соседям. Впрочем, если верить российским СМИ, хороших среди них не осталось: таджики торгуют наркотиками, украинцы воруют газ, прибалты «продались» НАТО, белорусы препятствуют нефтяному транзиту. 

Одно непонятно: зачем бросаться в истерию, смаковать словосочетания «натянутые отношения» или «торговая война»? Ведь идут самые обычные переговоры. Да, стороны корректируют позиции, стараются отстоять свою точку зрения, но это нормальные отношения двух суверенных государств по экономическим вопросам в условиях рынка. Помидоры или кусок телятины на базаре покупаешь — и то поторгуешься, если цена не нравится. А почему миллиардные контракты должны заключаться в мгновение ока? 

И не надо во весь голос «трубить» о финансировании российской нефтегазовой отраслью «белорусского экономического чуда». Оно вполне закономерно: над ним трудились две пятилетки и народ, и правительство, и глава государства. Естественно, есть и результат. Как удалось этого добиться, на пальцах не объяснишь, но секретов из своей экономики мы не делали и всегда готовы поделиться положительным опытом с соседями. 

Вот с российским экономическим прорывом действительно сложнее: стали двигаться вперед после повышения мировых цен на нефть. Конечно, ее хочется продать побольше: вдруг конъюнктура рынка изменится, и конец «чудесам», которые мы своим трубопроводом и льготным транзитом тоже не обязаны оплачивать. Как ни крути, а «Дружба» — белорусская собственность. 

А вообще, после всех углеводородных перипетий с удовольствием перечитал очерки Мамина-Сибиряка о золотопромышленниках. Правильно он подметил: к большим деньгам необходимо привыкать, иначе можно дров наломать, зарваться. А ведь много общего между золотостарателями прошлого века и нефтегазопромышленниками нынешнего. Как только хлынули шальные огромные деньги – никто не нужен. Только герои Мамина-Сибиряка обычно раскаивались в своем презрении к окружающим: ведь дикие деньги — они обычно и быстрые. Нахлынули – схлынули, а руку подать уже и некому… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter