Патриотическое воспитание молодежи: круглый стол прошел в ИД «Беларусь сегодня»

Любить свою землю через свое сердце

♦ Почему вырос запрос на патриотизм?

♦ Насколько важна для страны профессия военного?

♦ Что меняется в воспитании детей?
Круглый стол «Патриотическое воспитание молодежи: формирование гражданской нации» прошел в редакции «Сельской газеты». Участие в нем приняли Андрей Дудкин — начальник оперативной и боевой подготовки главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Беларуси, Игорь Васько — председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви, Елена Симакова — заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Беларуси, Татьяна Новицкая — помощник руководителя, младший научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Беларуси. 

Ученики СШ агрогородка Мухавец Брестского района в школьном музее. 

М. Кузьмич: Запрос на патриотизм в белорусском обществе вырос. Все говорят о том, как важно любить Родину. Но что именно мы делаем для воспитания патриотов?

А. Дудкин: Любовь к Родине — это прежде всего определенная жертвенность, готовность защищать страну. Причем речь о конкретном государственном строе, ведь пытаются представить себя патриотами и оппозиционеры. Мы предлагаем свой образец государства. Дети могут считать, что телевидение и интернет врут, но реальность — совсем другое дело. Подрастающее поколение должно познакомиться со службой в армии: побывать на обязательном уроке патриотизма в части, увидеть, как живет боец, подержать в руках оружие, попробовать солдатскую кашу. Питание в армии рассчитано на то, чтобы военнослужащий смог, к примеру, пробежать десять километров и выполнить боевую задачу.

По инициативе заместителя министра внутренних дел — командующего внутренними войсками генерал-майора Николая Карпенкова при подразделениях внутренних войск создаются военно-патриотические клубы для детей и подростков. И уже 17 таких объединений, причем не только в городах областного подчинения. В каждом из них от 30 до 160 мальчишек и девчонок в возрасте от 10 до 15 лет. Их прежде всего учат оказывать друг другу помощь, поддержку, быть отзывчивыми. Хоть в армии и современное вооружение, но успех во многом зависит от взаимовыручки: один в поле не воин. Ребята знакомятся с определенными уставными требованиями. Так, в нынешнем году около 1400 школьников побывали в лагерях дневного пребывания на базе частей внутренних войск, в каждой смене примерно 25 человек. Еще 830 ребят летом находились в лагерях с круглосуточным пребыванием при патриотических клубах, из них 60 — на индивидуальной работе в инспекциях по делам несовершеннолетних МВД. Эту работу проводим с учреждениями образования, ведь мы не педагогическая организация. Кроме того, в каждой части внутренних войск, где созданы клубы и детские лагеря, есть те, кто отвечает за работу с молодежью, идеологию и патриотическое воспитание. К сожалению, нередко в гражданских организациях с тысячным коллективом ее ведет один человек и просто не может всех охватить.

Андрей Дудкин.

М. Кузьмич: Спасибо, что поделились практическим опытом. А есть ли исследования, что означает понятие «патриотизм» для нас, белорусов?

Т. Новицкая: Программа о патриотическом воспитании населения на 2022—2025 годы принята 29 декабря 2021-го. Институт социологии разработал критерии эффективности ее реализации, включающие два основных компонента: качественный и количественный. Качественный выражается через отношение человека к патриотизму. Что для него означает данное понятие, как рассматривает его в системе ценностей и какое место отводит? Любовь к Родине — это и уважительное отношение к государству, его символике, гордость за культурные и спортивные достижения (эмоциональный компонент), и знание о сущности патриотизма, знание истории своей страны, малой родины (когнитивный), и осознанное желание участвовать в различных мероприятиях патриотической направленности (поведенческий). Как пример — военно-патриотические клубы, о которых рассказывал Андрей Алексеевич.

В Институте социологии НАН Беларуси проводятся различные исследования на тему патриотизма. Примечательно, что 61,7 процента молодых людей считают себя патриотами (в опросе принимали участие лица в возрасте от 18 до 30 лет).

Насколько принятая программа о патриотическом воспитании будет эффективной, увидим по динамике этого показателя. По результатам исследования, проведенного в августе — сентябре, на вопрос «Что для вас значит быть патриотом?» 48 процентов граждан ответили: «Жить и работать в Беларуси». 37,6 процента выбрали вариант «быть готовым в трудное время защищать свою страну». На третьей позиции — «уважать государственную символику и историю Беларуси». Что значит быть патриотом? Среди молодежи преобладают такие мнения: «любить белорусскую культуру и язык», «вести активную деятельность на благо страны», «чувствовать тесную связь с белорусами». Для 65,9 процента молодых людей, принимавших участие в опросе, главный национальный символ Беларуси — государственная символика: герб, гимн, флаг. На второй позиции народные символы: аист, василек, зубр.

Примечательно, что женщины более категоричны: 37,3 процента однозначно ответили на вопрос, считаете ли вы себя патриотом Беларуси. Среди мужчин этот показатель — 33,8 процента. Институт социологии НАН Беларуси и дальше будет проводить подобные опросы.

Татьяна Новицкая.

М. Кузьмич: Патриотами себя считают достаточно много молодых белорусов. И в этом в первую очередь заслуга Министерства образования. Какие новшества внедрялись в последние годы, чтобы воспитывать не манкуртов, родства не помнящих, а настоящих граждан?

Е. Симакова: Действительно, некоторые события минувших лет показали, что наши дети, молодежь, да и некоторые взрослые, не очень хорошо понимают, что такое символы государства: гимн, герб и флаг. А это очень важно. Для совершенствования работы по патриотическому воспитанию обучающихся, формированию у них ценностных установок, традиций чествования символов государственного суверенитета Республики Беларусь (Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь) издан приказ министра образования от 25.05.2022 № 368 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию». 

Исполнение гимна, поднятие (вынос) флага на территории учреждения образования проходит перед началом и в конце каждой четверти (семестра, полугодия), во время проведения церемонии вручения документов об образовании, а также в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, лагерях студенческих отрядов перед началом и в конце смены.

В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021—2025 годы строилась деятельность руководителей по военно-патриотическому воспитанию, которые участвовали в организации и проведении уроков мужества, дней воинской славы, мероприятий военно-патриотической направленности. Повышению эффективности военно-патриотического воспитания способствовали проведенные в апреле — мае во всех регионах страны на базе воинских частей семинары-практикумы для руководителей по военно-патриотическому воспитанию с участием представителей МВД, Минобороны, Госпогранкомитета и других заинтересованных.

С нынешнего года введена обязательная ставка руководителей по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования (уровень колледжей). Деятельность такого специалиста направлена прежде всего на координацию работы по патриотическому воспитанию, в том числе по взаимодействию с органами внутренних дел, воинскими подразделениями, МЧС и другими.

Елена Симакова.

А. Яско: В командировках не раз видела, что в школах, в том числе сельских, проводятся выставки, посвященные геноциду белорусского народа…

Е. Симакова: Это одна из наших инициатив в Год исторической памяти. Во всех регионах выстроена системная работа по духовно-нравственному воспитанию, направленная на приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям. Этому способствовала реализация в 2021/22 учебном году в V—VI классах учреждений общего среднего образования нового курса факультативных занятий «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание» («Духовность и патриотизм»). Для эффективной организации курса подготовлен учебно-методический комплекс для учащихся V—VI классов.

С 11 апреля по 9 мая во всех учреждениях общего среднего образования провели урок памяти «Нам этот мир завещано беречь», посвященный Великой Победе, сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной, подвигу советского народа. Активное участие приняли руководители республиканских органов госуправления, видные общественные и государственные деятели.

В мае в рамках республиканской акции «Судьба моей семьи в истории страны» проведен единый урок, посвященный Дню семьи. В прошлом году мероприятиями патриотической направленности охвачено более 90 процентов обучающихся.

М. Кузьмич: Наши дети приобщаются к исторической памяти и через образы белорусских святых: Евфросинии Полоцкой, Кирилла Туровского, Афанасия Брестского, Иоанна Кормянского… Как православная церковь продолжает традиции просветительства и воспитания патриотизма?

И. Васько: Как историк, хочу прежде всего напомнить о том, что происходило с патриотическим воспитанием в нашей стране. В конце 1990-х эта работа только возобновлялась. После распада СССР и до этого времени армия и церковь оставались основными институтами, которые говорили о любви к Родине и своим ближним. Системная работа только начиналась, возрождались храмы, мы работали с молодежью. Но, к примеру, в 1990-е желание откосить от армии считалось нормой. Когда признался врачу, что хочу в армию, услышал, что все равно не признают годным — не пройду психиатра. Сейчас ситуация изменилась. Знакомый не находил себе места несколько дней, потому что его не взяли в армию из-за проблем со здоровьем. Тогда отношение общества было далеко от патриотизма, в верующей среде, наоборот, готовых отдать долг Родине больше. Частично это отголоски советского воспитания.

Сегодня в стране нет таких школ, куда бы ни приходил священник. У нас соглашение о сотрудничестве с Министерством образования. Служу в приходах Минска и Борисова и могу отметить: в Борисове все священники закреплены за школами. Но в вопросе духовно-патриотического воспитания нельзя весь груз обязанностей возложить на священнослужителей. Эта важная работа должна быть общей задачей. В учреждениях образования проходят факультативы по основам православной культуры, и их, как правило, ведут педагоги.

О патриотизме нужно говорить целенаправленно. Как отмечалось, в школах Беларуси введен факультатив «Духовность и патриотизм», выпущен новый учебник для него, разрабатываются другие. 

Тесное сотрудничество ведется и по линии БРСМ. Одно из направлений деятельности молодежной общественной организации и БПЦ — волонтерская работа по благоустройству территории храмов. Кроме того, молодежь в процессе может пообщаться со священником, задать вопросы. Воспитание любви к родной земле должно быть построено так, чтобы ребята пропускали полученные знания через сердце. 

Игорь Васько.

Е. Симакова: Актуальная форма организации работы с законными представителями несовершеннолетних — реализация республиканского проекта «Родительский университет». Его цель — психолого-педагогическое просвещение, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, консолидация усилий педагогов и родителей по воспитанию детей и учащейся молодежи на основе патриотизма, традиционных ценностей, истории и культуры белорусского народа. Охват семей, участвующих в мероприятиях проекта, — 84,7 процента.

Продолжается работа по формированию у школьников умений анализировать социальные явления и процессы, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, в том числе посредством реализации информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина» («ШАГ») для V—VII, VIII—XI классов.

В 2021/22 учебном году его реализация проходила под девизом «Гордость за Беларусь». Наиболее значимые темы для обсуждения: «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас — главная ценность» (октябрь); «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (ноябрь); «Гордость за Беларусь. Быстрее. Выше. Сильнее» (декабрь); «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (февраль).

При организации проекта «ШАГ» активно используется ресурс туристических объектов. В том числе реализуется пилотный проект по проведению экскурсий, в которых 2021-м участвовали в организованных группах 1 000 828 обучающихся (в 2020-м — 730 845).

Большим потенциалом по формированию разносторонне развитой, нравственно зрелой личности обладает и музейная педагогика. Пополняются экспозиции музеев, обновляются их сайты, организована музейная исследовательская деятельность.

А. Яско: Изданные в 1990-е учебники, в том числе по истории Беларуси, были своеобразные, из-за чего целое поколение 30–40-летних слабо подготовлено к вызовам времени. Как недавно выяснилось, в некоторых частных школах вообще не преподавали историю нашей страны…

И. Васько: Когда поступил в университет, преподаватели аккуратно вкладывали в нас «другие» знания, но ситуация поменялась.


А. Яско: Как решается проблема сейчас, Елена Федоровна?

Е. Симакова: Важна воспитательная составляющая урока. К началу 2022/23 учебного года Министерством образования разработаны методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, представленных Генеральной прокуратурой. А также мультимедийные презентации для уроков и внеурочной деятельности (для II, III ступени общего среднего образования). 

На Национальном образовательном портале размещена информация (со ссылками на YouTube-канал БГАКФФД) об использовании на уроках и во внеурочной деятельности материалов виртуальной галереи памяти известных людей и важных событий в истории Беларуси.

А. Дудкин: Давайте посмотрим правде в глаза. Над нами мирное небо, а вокруг, на западной и южной границах, очень сложная обстановка. Мало кто задумывается, что тишина и покой — во многом заслуга военно­служащих, сотрудников милиции, которые в 2020-м удержали наше государство. У меня трое детей. Считаю, что нужно со школьной скамьи кардинально менять отношение к профессии военного. Основа государства — сильная армия. Учителя и родители должны воспитать молодых людей, которые придут в армию с желанием служить. К сожалению, опросы по поводу патриотизма показывают не совсем реальную картину. В критической ситуации прежде всего Родину защитят те, кто служит. Мы слишком осторожно преподносим детям зверства во время Великой Отечественной, хотя сейчас ситуация улучшается.

С первого класса дети должны знать, что наш солдат одет, обут и может защитить Родину. Если у кого-то бчб-флаг в голове, то он должен увидеть: армия сильная, нечего лезть! С Запада наступает ЛГБТ-пропаганда в пику церкви и семейным ценностям. У нас же по оснащению и подготовке армии вакуум.

А где прославление рабочего человека? Сельские дети, у которых мама работает на ферме, знают, что колбаса растет не на дереве. А городские поедут туда? Ни один директор не устроит экскурсию в сельхозпредприятие.

И. Васько: Когда был одиннадцатиклассником, нас привезли в учебный центр в Печах и дали настоящий автомат в руки. Разбирал и собирал его с закрытыми глазами — впечатление на всю жизнь!

А. Дудкин: Мирное небо — заслуга солдата на посту, да и каждого, кто, как говорит Президент, занимается своим делом. В 2020 году наша идеология — друг за друга. Ни один командир не убежал, генерал ходил в боевых порядках. Сегодня и армия открыта, семья может приехать в часть к сыну, и это влияет на патриотизм всех поколений. Если провести опрос, кто видел своими глазами армию, у детей в возрасте 10—18 лет цифры будут выше, чем у предыдущего поколения. Недавно мне прислала благодарность бабушка мальчика, который побывал в нашем патриотическом летнем лагере. Ребенок, увидев военного в городе, вытягивается и отдает честь! Всего за семь дней в нем появилось уважение. В армии, скажем, если видят, что командир впереди, за ним идут и солдаты, и офицеры. Нужен пример.

И. Васько: Почему Русь крестилась? Такой выбор сделал князь, а он был прежде всего полководцем.

А. Дудкин: Всегда есть начальники, командиры и полководцы. Все должны оставаться людьми. К сожалению, и в церковь приходит меньше молодежи. 


М. Кузьмич: Вы затронули очень важный вопрос: как противостоять информационному влиянию?

Т. Новицкая: Очень важную роль в этом играет элемент доверия. Ребенок должен верить, когда услышит, увидит и даже потрогает. Элемент воспитания и в дисциплине, в ощущении плеча товарища. Нужно на личном примере показывать патриотизм. Когда ребенок доверяет учителю, тогда появляется позитивная динамика, принимаемые меры будут эффективны.

А. Яско: В последнее время говорят о том, что нужно менять учебники, и не только по истории или обществоведению. Мол, там должно быть больше элементов патриотической направленности…

Е. Симакова: Выявили, что не все из них содержат воспитательный компонент, работаем над их усовершенствованием. Но в воспитании патриотизма важна и роль семьи. Приглашаем мам и пап посмотреть, как их дети ведут себя в социуме, и вместе изучаем, откуда те получают информацию. К сожалению, зачастую это блогеры и тиктокеры. Чтобы донести ценные для подрастающего поколения знания, необходимо с помощью коротких историй и видео научить тому, что ему действительно нужно.

А. Дудкин: У нас много телеграм-каналов для взрослых, которые противостоят влиянию деструктивных сил, а в сегменте интернета для ребят до 18 лет по-прежнему нет ничего. Между тем за каждым детским блогером стоят очень серьезные дяди и тети… Мы должны работать и в данном направлении.


М. Кузьмич: Согласна, подрастающее поколение нужно обучать и воспитывать через любовь к Родине. Давайте подытожим, что такое патриотизм и на чем в воспитании молодежи нужно сделать акцент сегодня? 

Т. Новицкая: Чувство патриотизма — это не только желание жить и работать в стране. Это сложный феномен, имеющий много компонентов. Основные качества патриота — уважение к старшему и младшему поколениям, к тому месту, где родился и живешь. Толерантность к представителям различных конфессий, осознание себя духовно-развитой личностью, которая готова в нужную минуту стать примером для других.

И. Васько: Воспитание любви к родной земле должно быть построено так, чтобы дети пропускали полученные знания через сердце. Лучше всего о том, что такое любовь к Родине, сказали наши классики: «Мой родны кут, як ты мне мілы». Патриотизм — это любовь к ближнему. Если почитаешь родителей, семью и ценишь историческую память своего народа, то вопрос патриотизма во многом решается сам собой. Что такое Отечество? Это твоя Родина, а еще те люди, во благо которых ты готов работать, а если надо — и жизнь отдать.

А. Дудкин: Для меня патриот — тот, кто живет по принципу: если не я, то кто? Он готов пожертвовать чем-то своим, чтобы или Родине, или живущему рядом стало лучше. Если постулата начнут придерживаться многие, все у нас будет хорошо. Патриотическое воспитание молодежи и всего населения — общая задача сегодня. 

Е. Симакова: Патриотизм — любовь к Родине, государству. И понимание: там, где ты родился, созданы все условия для реализации возможностей и комфортной жизни. Но главное — осознание: если страна в опасности, мы все обязаны ее защитить, потому что Отечество превыше всего! 

yasko@sb.by

kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter