Лидия Ермошина: "Люблю крутые перемены"

Герои нашей новой рубрики - люди известные.
Герои нашей новой рубрики - люди известные. Они поделятся с читателями "СБ" своими планами и увлечениями, расскажут о своих пристрастиях и вредных привычках, ответят на самые острые и каверзные вопросы. О чем переживают популярные политики и как проводят свое свободное время известные бизнесмены? К чему стремятся люди, добившиеся признания своих талантов? Что тревожит наших именитых соотечественников? Сбываются ли мечты тех, кого мы считаем знаменитостями?

К кому приходит успех? Читайте об этом в "Беседке "СБ".

Девочка Лида из "поколения 60-х" вместе со своими ровесниками мечтала о светлом будущем, большой любви и престижной работе. Юность пришлась как раз на период "оттепели", пластинки со стихами Вознесенского навевали чувство свободы. Жизненные планы строились под песни Окуджавы и Высоцкого. Заезженный "бобинник" с записями полуподпольного Евтушенко символизировал надежду и, казалось, был главным выразителем дум и желаний.

Лида, романтик в душе, собиралась стать журналистом, но жизнь сделала ее юристом и быстро научила всему. Оказавшись однажды вдали от родителей, она 18 лет прожила в Калининграде. Стечение обстоятельств вынудило вернуться на родину в Бобруйск.

С раннего детства Лидия не терпела пристального внимания к себе. Но, по иронии судьбы, спустя годы она стала одной из наиболее узнаваемых в стране женщин.

Ноябрьским утром 1996 года Лидия Ермошина приехала в Минск обычным исполкомовским работником, а вечером возвращалась в Бобруйск уже исполняющей обязанности председателя Центризбиркома. С тех пор ее жизнь приобрела массу новых оттенков.

Выдвижение женщин-лидеров стало, пожалуй, своеобразным явлением в политике последних десятилетий. Женщины возглавляют политические партии, формируют общественные движения... Индира Ганди в Индии и Беназир Бхутто в Пакистане, Голда Меир в Израиле и Тансу Чиллер в Турции, Ирина Хакамада, Галина Старовойтова и Валерия Новодворская в России... Долгие годы бессменно находилась на посту премьер-министра Великобритании "железная леди" Маргарет Тэтчер. В годы ее премьерства выросло целое поколение молодых англичан, которые задавались вопросом: а может ли мужчина вообще стать главой кабинета министров в этой стране?

В глазах публики образ Лидии Ермошиной в какой-то степени стал олицетворением выбора и одновременно символом равенства между мужчиной и женщиной. В чем-то благодаря именно ей, пожалуй, уже немногие, рассуждая о государственных проблемах, задаются вопросом: а женское ли это дело?

Лидия Михайловна считает, что завести новых друзей после 40 лет, будучи руководителем государственного ведомства, довольно тяжело. Так получилось, что почти все ее друзья живут далеко: одни остались в Калининграде, другие - в Бобруйске. Общения с ними не хватает. Но это, по словам Лидии Ермошиной, издержки профессии. Она привыкла к своему образу жизни, к смене обстановки и к крутым жизненным переменам.

Многие называют ее карьеристкой, но сама она таковой себя не считает. Хотя признает, что стремление быть лучшей присуще ей с самого детства. Уверена, что цель не оправдывает средства. Не терпит ложь, лесть и предательство. А известный журналист А.Федута даже назвал очерк о ней "Мона Лида" не без намека на загадочность души Лидии Михайловны.

Но пойдем дальше. Она строга и требовательна не только как руководитель, но и как мама. Сыну Алексею - студенту юрфака БГУ, - поверьте, приходится порой очень даже несладко.

Живет Лидия Ермошина по "закону буравчика": чтобы продвигаться, нужно вертеться. От работы, по собственному признанию, получает истинное удовольствие. Считает, что государственная служба как никакая другая работа дает человеку чувство самоуважения.

Блиц-анкета

Знакомьтесь: председатель центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина.

Мечта детства: стать киноактрисой.

Самое яркое впечатление в жизни: рождение сына и назначение председателем Центризбиркома.

Любимое занятие: работа.

Хобби: чтение и выпечка.

Вредные привычки: много времени уделяю работе.

Любимое блюдо: пельмени.

Любимый алкогольный напиток: предпочтений не имею.

Любимая музыка: бардовская песня и группа "Машина времени".

Любимый писатель: Бальзак и Тургенев.

Любимая телепередача: КВН.

Любимая газета: "Известия" и "Советская Белоруссия".

Любимое животное: собака.

Любимая страна: Беларусь.

Кумир: Марлен Дитрих как личность.

Жизненное кредо: никогда ни о чем не проси.

- Лидия Михайловна, после президентских выборов ваш режим работы, очевидно, стал более размеренным и спокойным. Вздохнули наконец с облегчением?

- Выборы во всем мире - это вторая тема после военных действий, к которой приковано пристальное внимание общественности. Парламентские и президентские выборы, прошедшие в течение года, безусловно, сказались на режиме работы Центризбиркома и моем лично.

Сегодня, конечно, рабочий режим стал менее насыщенным. Но расслабляться времени нет. Сейчас, как известно, ведется активная работа по подготовке к выборам в союзный парламент. Дата их проведения пока неизвестна, ее определит закон "О выборах в парламент Союзного государства", над проектом которого работают и в Минске, и в Москве.

Кроме того, мы ведем процесс обновления Центральной избирательной комиссии. Напомню, что меньше полутора лет остается до выборов в местные Советы депутатов. И, судя по всему, эти выборы, которые состоятся не позднее 9 марта 2003 года, по сравнению с предыдущими будут более напряженными, поскольку в них собираются принимать участие практически все политические силы нашей республики.

- Совсем недавно ваш российский коллега - председатель Центризбиркома России Александр Вешняков - довольно неоднозначно отозвался о результатах прошедших выборов. По его словам, "президентские выборы в Беларуси - далеко не образец для России и для стран, которые встали на путь демократии".

- Во-первых, Александр Вешняков высказывал не свое личное мнение, а позицию Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, миссия которой не была полностью свободна в своем заключении.

Во-вторых, результаты выборов ни в коем случае не подвергаются никакому сомнению. Обратите внимание: при проведении любых выборов в любой стране отмечаются недостатки. И мы воспринимаем любую здоровую критику, в том числе и высказываемую всеми международными институтами.

Но скажите, какие претензии могут быть к Центризбиркому, когда, к примеру, на избирательных участках в день голосования велось распространение агитационных материалов в пользу Гончарика? Почему критические замечания отпускаются в адрес Центризбиркома, если в избирательных штабах претендентов на президентский пост работали несовершеннолетние? Почему мы должны отвечать за обман со стороны инициативных групп Гайдукевича, Калякина, Чигиря, собиравших подписи якобы за Лукашенко? Разве мы виноваты в том, что у претендента на звание кандидата в президенты Данькова более четверти подписей оказались сфальсифицированы? Быть может, Центризбирком вел себя даже чересчур мягко, на некоторые нарушения мы попросту закрывали глаза, поскольку старались обеспечить наличие реального выбора среди кандидатов.

А вообще, я считаю, что причиной ряда претензий международных наблюдателей являются нарушения закона со стороны участников выборов, а не избирательных комиссий. Комиссии сработали в основном безукоризненно и это отметило в своих заключениях большинство наблюдательных миссий.

- Странно как-то получается, Лидия Михайловна. Итоги президентских выборов всем известны. Но многие "независимые наблюдатели" по-прежнему путают воображение с памятью, продолжают свой "беспристрастный и объективный анализ". Некоторые "политики-аналитики", хватая друг друга за штанишки с грантами, до сих пор не могут решить, выполнили ли все свои "обязательства". Не удивитесь, если скоро они заявят о своей "изящной победе" и снова обрушатся на вас с категоричной и довольно некорректной критикой?

- Я устала от необоснованных обвинений, от заказных, хорошо оплаченных материалов. Но свободу и уверенность в себе мне дает чистая совесть. Я не собиралась и не собираюсь вязнуть в судебных тяжбах с нечистыми на руку людьми, создавая им тем самым дешевую рекламу.

Хотя поведение некоторых оппонентов действующей власти - в политических и журналистских кругах - меня, честно говоря, удивляет. Два месяца они молчали, результаты выборов не оспаривали, занимались исключительно самокопанием и сведением личных счетов, никак не могли решить, кто кому сколько остался должен. В оппозиционной прессе постоянно искали ответ на вопрос: "А где же деньги партии?" И вдруг - резко меняется тон многих публикаций и выступлений. Такое чувство, что избирателю, уже забывшему о прошедших выборах, начинают снова "промывать мозги", по капле вливая сомнения в достоверность итогов выборов. Я не удивлюсь очередной информационной волне по дискредитации выборов, поскольку гонорар за "независимое наблюдение" и "объективный" социологический опрос надо отрабатывать. Мне не в чем оправдываться. Центральная комиссия выше голословных обвинений и политических игр.

- Лидия Михайловна, а вы себя политиком не считаете?

- Нет, себя я политиком не считаю. Ведь политик всегда стремится к власти, чтобы иметь рычаги влияния, решать судьбу страны. Я не испытываю таких желаний, не имею политических амбиций. Моя работа - определить, состоялся ли тот или иной политик юридически. Хотя зачастую приходится во время общения с прессой давать некие политические оценки. Но это, на мой взгляд, не совсем хорошо.

- И все-таки в белорусских средствах массовой информации ваша фамилия - одна из наиболее упоминаемых. Как вы лично и ваши близкие относитесь к такой популярности?

- Я бы не стала называть это популярностью, хотя люди на улицах действительно узнают. Отсюда, кстати, моя привычка носить темные очки. Но я к этому привыкла и отношусь довольно спокойно. Жду не дождусь, что изображение моего лица подзабудет рядовой гражданин и перестанет узнавать, когда я стою рядом с ним в очереди в магазине.

Честно говоря, я стесняюсь популярности. Мне кажется, что это лишает меня внутренней свободы. Я предпочитаю все же держаться в тени. Такого же мнения придерживаются мои родные.

- А как вы относитесь к усилению роли женщин-лидеров в современном мире? Какими, на ваш взгляд, особенными качествами должна обладать женщина - государственный деятель?

- Если вы считаете, что роль женщин-лидеров в современном мире усиливается, то отношусь я к этому абсолютно нормально. Что, собственно, мешает женщине быть лидером или государственным деятелем?

Обратите внимание на то, что в Беларуси женщин больше, чем мужчин. К тому же женщина в повседневной жизни очень часто играет роль лидера - в семье, в трудовом коллективе, среди друзей. Так что занятость женщин в любых сферах и профессиях - вполне закономерна. Я считаю, нужно оценивать людей не по половому признаку, а по профессиональным качествам.

Могу привести любопытный пример. В Швеции парламентские выборы проводятся по партийным спискам, не менее половины которых должны составлять женщины. Таким образом шведы решают гендерную проблему в политике. У нас же все решает избиратель - отдает свое предпочтение либо кандидату-мужчине либо кандидату-женщине. И как показывает практика, доверяют все же больше мужчинам.

Путь женщины в политику довольно тернист. Женщины, приходящие в политику, обязательно должны быть зрелыми личностями, добившимися успеха в своей личной жизни. Думаю, что любая женщина, в том числе и не занятая на государственной службе, прежде всего должна быть умной. А женщина-политик ни в коем случае не должна быть заложницей своего настроения: эмоциональность и чувствительность должны отходить на второй план.

- Ваш рабочий график наверняка оставляет совсем мало времени на личную жизнь, на домашний очаг?

- Может быть, свободного времени не так много, как хотелось бы, но оно есть. В нашей семье, впрочем, все - взрослые люди и весьма свободно распоряжаются своим временем. Но воскресный семейный шашлык во дворе дома - дело святое.

К сожалению, во время президентской избирательной кампании мне практически не удавалось навещать свою маму в Бобруйске, но сейчас я бываю у нее регулярно.

А вообще, когда появляется свободное время, я с огромным удовольствием стою у плиты и занимаюсь домашним хозяйством.

- Скажите честно, вы довольны тем, как складывается ваша жизнь сегодня? Или снова хочется крутых перемен?

- Мне не на что жаловаться. Я всегда чувствовала себя абсолютно счастливой и востребованной - и в Калининграде, и в Бобруйске, и в Минске. У меня есть любимая работа, дорогая семья, верные друзья. Я не боюсь крутых перемен - это проверка характера, проверка на прочность, на порядочность. В моем возрасте предпочтительнее, конечно, стабильность. Но если переменам суждено быть - я к ним готова.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter