Личный счет.

Чтобы научиться контролировать свои расходы, некоторые семьи стали прибегать к услугам… домашних бухгалтеров. Те времена, когда семья в день зарплаты собиралась вечером на «кухонный совет», чтобы разложить всю полученную наличность по тематическим расходным конвертам, безвозвратно прошли. Во-первых, зарплаты теперь начисляют преимущественно на карточки, а семейные доходы формируются из куда большего количества источников. Во-вторых, необходимости (а нередко и просто соблазнов) что-то купить стало столько, что никаких конвертов не хватит. И, признайтесь, в вашей семье тоже накануне очередной зарплаты звучит недоуменное: «Так куда же делись деньги?» «НГ» разобралась, кто приносит в дом рубли и на что тратится бюджет современной белорусской семьи.

Чтобы научиться контролировать свои расходы, некоторые семьи стали прибегать к услугам… домашних бухгалтеров.

Те времена, когда семья в день зарплаты собиралась вечером на «кухонный совет», чтобы разложить всю полученную наличность по тематическим расходным конвертам, безвозвратно прошли. Во-первых, зарплаты теперь начисляют преимущественно на карточки, а семейные доходы формируются из куда большего количества источников. Во-вторых, необходимости (а нередко и просто соблазнов) что-то купить стало столько, что никаких конвертов не хватит. И, признайтесь, в вашей семье тоже накануне очередной зарплаты звучит недоуменное: «Так куда же делись деньги?» «НГ» разобралась, кто приносит в дом рубли и на что тратится бюджет современной белорусской семьи.

Столичная семья Дроздовских по современным меркам — очень большая: пожилая бабушка, предпенсионного возраста родители и их дочка с мужем и годовалым сыном. Источников доходов тут, как видим, несколько, но и статей расходов немало.
— Больше половины денег у нас уходит на оплату обязательных счетов и на продукты, — делится опытом глава среднего поколения семьи Василий Михайлович. — Остальные получается отложить на какую-то крупную покупку или отдых, но не всегда: то у внука коляска сломалась, то штраф за нарушение ПДД выписали...
Еще одна белорусская семья, Ходотович, насчитывающая три поколения на одну квартиру в Гомеле, решила упорядочить свои финансы с помощью... домашнего бухгалтера.
— Установили компьютерную программу и теперь аккуратно каждые выходные вносим в нее все доходы и совершенные траты, — рассказывает молодой папа Евгений. — Наш доход формируют две пенсии родителей, моя зарплата, декретные на ребенка, а также стипендия моей сестры-студентки — итого получается около 3 миллионов рублей в месяц. То есть на каждого примерно по 500 тысяч. На оплату жировки, проездные и покупку продуктов и необходимых вещей для себя и для дома у нас уходит около 70 процентов всех денег. Остальные пытаемся откладывать. Хотим квартиру строить. Понимаем, что придется поднапрячься: жене раньше выйти из декрета, а мне искать подработку. Но цель того стоит...
Это только два частных примера формирования и ведения семейного бюджета. На государственном уровне тоже ведется постоянная калькуляция доходов и расходов в белорусских семьях. Подсчеты эти, понятное дело, весьма условные, поскольку за основу берутся среднестатистические данные. Но сориентироваться в денежных потоках своего бюджета вполне можно. И представить общую картину наших расходов тоже.
Распространенное в мировой практике положение: семья считается финансово благополучной, если на продукты питания средств из бюджета уходит меньше половины. В этом году мы тратим на питание 40 процентов доходов (в прошлом году — 40,7).
Мы стали жить лучше несмотря на кризис, говорит упрямая статистика. По сравнению с прошлым годом больше из доходов отдаем на одежду и обувь, предметы личного пользования, медуслуги и санатории, спорт и отдых — все для себя любимых. Меньшую часть семейного бюджета стали тратить на товары для дома, но если вспомнить ажиотаж прошлого года, когда в январе все бросились скупать бытовую технику, становится понятно, почему процент нынешнего года так снизился. Холодильники и телевизоры мы ведь не покупаем каждый год.
Кстати, по первым данным за этот год, в общем доходе домашних хозяйств зарплаты и прибыль от предпринимательской деятельности составляли около 70 процентов. Оставшуюся же треть доходов составляют  пенсии, стипендии, пособия, материальная помощь от родственников и даже доходы с грядки. Для сравнения, еще около десяти лет назад из зарплат формировалось чуть больше половины (!) общих доходов семьи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter