Личность на карте

В кошельках и бумажниках белорусов давно появились пластиковые карточки. По ним звоним, ездим в метро, получаем зарплату, выходим в Интернет, заправляемся на АЗС…

В кошельках и бумажниках белорусов давно появились пластиковые карточки. По ним звоним, ездим в метро, получаем зарплату, выходим в Интернет, заправляемся на АЗС… Впрочем, перечень реальных и возможных функций кусочка пластика с втиснутым в него микрочипом или магнитной полосой можно продолжать и продолжать. Область их использования весьма обширна и постоянно растет. Это современный высокотехнологичный носитель информации.

Так, например, современные системы многофункциональных идентификационно-платежно-расчетных карточек синтезируют денежные потоки населения и обслуживают различные сферы. Карточки помогают оказывать адресную социальную и медицинскую помощь, вести персонифицированный учет средств в накопительных пенсионных фондах. В финансовой сфере это обслуживание зарплаты и других доходов. В области госуправления — учет налогоплательщиков, обязательное социальное, медицинское и иные виды страхования.

Пластиковые карточки не так просты, как кажется. Они изготавливаются не только с магнитными полосами. Как сообщил директор департамента государственных знаков Минфина Беларуси Сергей Кислухин, возможны также: защищенный штрихкод (закодированная цифровая информация); чипы контактного и бесконтактного (proximity-карты) доступа; оптическая память; биометрические данные и иные средства защиты и считывания.

Кстати, биометрия – самый, пожалуй, востребованный и перспективный в мире способ обеспечить безопасность в самых разных местах: от проходной завода до встречи глав государств. В последнее время угрозы терроризма заставили мировое сообщество усиливать контроль за перемещением физических лиц. Актуальным для всех стран стало применение паспортов с биометрическими данными владельцев (отпечатки пальцев, данные о сетчатке глаз и другие параметры), а также иных идентификационных документов на пластиковой основе.

Первый в Беларуси ID-документ, о котором недавно рассказала «Р», создан силами Гознака. И неспроста. Как показывает мировая практика, разрабатывают, производят и обеспечивают защиту биометрических паспортов именно подобные структуры. Указом Президента Беларуси от 24 мая 1995 г. № 205 и постановлением Совмина от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» разработка и производство бланков строгой отчетности, в том числе пластиковых документов, возложены на департамент государственных знаков Минфина. На его предприятиях освоены и ID-карточки.

Принципиальная позиция Гознака при создании системы разработки, производства и использования бланков строгой отчетности, в том числе и ID-документов, — максимальное использование возможностей отечественной науки и производства. Поэтому, отмечает Сергей Кислухин, Гознак в этом году разработал и согласовал Государственную научно-техническую программу «Защита бланков строгой отчетности и контроль их подлинности» (шифр «Защита документов») на 2006—2010 годы. Защита документов на пластиковой основе – один из ее приоритетов. Среди исполнителей – предприятия Гознака, а также ряд институтов НАН Беларуси. Важно также привлекать предприятия Минпрома для изготовления электронных компонентов.

— Сейчас наш департамент занимается Концепцией развития системы разработки и производства пластиковых карточек в республике, – говорит Сергей Кислухин. — В разработке участвуют МВД, Министерство связи и информатизации, Министерство промышленности, КГБ, Нацбанк, НАН.

В проекте концепции предложен оптимальный, на наш взгляд, вариант: обеспечить централизованное производство и персонализацию ID-карт при децентрализованном сборе данных о владельце, а также определить порядок обмена данными с регистром населения. Как раз такой регистр и нормативно-правовая база — важнейшие условия создания системы.

Внедрение системы представляется важным по ряду причин. Прежде всего, Беларусь как часть мирового сообщества вынуждена обеспечивать безопасность своих граждан, в том числе и за счет новых технологий. Документ серьезно защищен, и можно легко выявить незаконного обладателя. Поэтому станет эффективнее борьба с преступностью, быстрее и надежнее — идентификация жителей страны и выявление нелегальных мигрантов. Наконец, просто и без проблем можно будет контролировать внутреннюю миграцию.

А еще ID-карточки помогут лучше соблюдать права и законные интересы граждан, бороться с бюрократизмом. К этому привлечено особое внимание со стороны руководства государства. В частности, в Указе Президента Беларуси от 13 сентября 2005 г.

№ 432 определено, что не допускается включение в перечни документов, представляемых гражданами в госорган, тех документов и (или) сведений, которые там есть или могут быть получены от других организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров и банков данных. Таким образом, задача ясна — совершенствовать порядок обмена информацией.

Поэтому оптимален вариант создания государственного регистра населения. А ID-карточка — инструмент обмена информацией между ним и гражданином. Это не только обеспечит актуальность и достоверность информации, но и улучшит обслуживание, сократит потери времени при обращении людей в органы власти.

Затем придет время упрощения порядка прописки (регистрации), оптимизации оформления гражданства и др. В целом не только ускорится интеграция Беларуси в мировую систему электронного документооборота, но, как подсчитали специалисты, станет меньше оборот бумажных документов и связанные с ним расходы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter