Надо ли учителю выкладывать в соцсетях фото в купальнике?

Личное и публичное

В начале июня 27–летнюю омскую учительницу заставили уволиться из школы за «подрыв имиджа учебного заведения», но быстро пригласили обратно. Сработал флешмоб в инстаграм с хештегом #учителятожелюди. Педагоги дружно начали публиковать собственные фото в купальниках, халатах и нижнем белье в знак поддержки коллеги, чья вина всего–то и заключалась в том, что в сети появился ее достаточно пикантный фотосет в качестве модели plus size. Стоит ли за это увольнять — не обсуждается. Обе сегодняшние спорщицы считают: нет! А вот надо ли подобным фотографиям появляться на страничках учителей — вопрос, разделивший позиции. Кто прав: школа, которая по–своему блюдет мораль, и слегка шокированные родители? Или же поколение новой формации с широкими взглядами на права и свободы, что такое хорошо и что такое плохо?

КОЛЛАЖ МАКСИМА ШНИПА

Учителя тоже люди

Ирония судьбы. Уволенная учительница из Омска — моя полная тезка, я не могу за нее не вступиться. Как только эта история всплыла в новостях, друзья–доброжелатели стали высылать мне в личку цитату из СМИ, от которой я каждый раз вздрагивала: «Виктория Попова сообщила изданию, что в свободное от основной работы время проходила обучение в модельной школе и фотографировалась в купальнике для рекламы магазина одежды. Свои фото в соцсетях она не выкладывала, однако их опубликовала модельная школа». И писала в ответ друзьям: «На ее месте должна была быть я». Да, случалось и мне переживать травлю в интернете, когда фотография в купальнике становилась последним аргументом оппонентов в нашем лингвистическом споре, мол, она позирует в пляжном платье — ведет светский образ жизни, да как она вообще может о чем–то рассуждать после этого! Очевидно, вступать в научные дискуссии можно исключительно в колпаке и мантии, а светскость в XXI веке все еще пороком считается. К сожалению, я прекрасно понимаю, какие эмоции сейчас переживает эта бедная учительница.

У Виктории два высших образования — историческое и юридическое. Как все современные активные леди, она продолжает искать себя, поступила в модельную школу, чтобы избавиться от комплексов по поводу своей полноты. Сегодня бодипозитивные дамы все настойчивее заявляют свои права на умение быть модными и красивыми без изнурительных диет. Молодая учительница приняла участие в милой фотосессии. Казалось бы, ее уверенности в себе и бесстрашию можно только позавидовать и даже задаться вопросом: а способна ли я точно так же принимать свое тело, любить себя и быть счастливой? Но в результате Виктория сталкивается с немыслимой человеческой тупостью и жестокостью. Ее наказывает не только родная школа, немедленно уволив, комментаторы в соцсетях тоже постарались как можно в более хамской форме высказаться обо всех недостатках модели.

О чем эта история? Я думаю, что о паранойе родительства в первую очередь. На Викторию «капнули» внимательные мамы–папы, посчитав ее фотографии слишком откровенными. Администрация школы вынуждена была отреагировать «на сигнал». Поразительно, как столетиями в обществе ничего не меняется, из ушедшей эпохи нам досталась не только несколько угловатая административная лексика — «нанесла урон имиджу школы, а самое главное, высокому званию педагогического работника», но и стиль правления. По словам «наломавшей дров» учительницы, до этого инцидента ее не раз порицал завуч за джинсы и крашеные волосы, общего языка они не находили давно. Серьезно? Мы до сих пор относимся к джинсам как символу безнравственности? Я давно не сталкивалась с системой образования, но наивно полагала, что те времена, когда педагогам длину юбки в учительской завуч линейкой замерял, давно прошли. Мне казалось, сегодня учитель может быть современным и продвинутым, на одной волне со своими учениками. Даже в те далекие годы, когда я была школьницей, всегда большее доверие вызывал педагог, запросто присевший на парту рассказать увлекательную историю, чем забитый серый товарищ на кафедре с указкой в руках, строго следующий заветам и уставам, выгоняющий из класса тех, кто одет не по форме.

Кто выигрывает в этой истории? Школьники, любимую учительницу которых подрезали, выгнали из школы с позором? Вряд ли. Виктория утверждает, что ей нравилось работать: «Дети придут и будут просто в шоке, восьмые классы, по крайней мере, у нас с восьмыми классами любовь–любовь. Они даже проводили анонимное голосование в группе ВКонтакте — «Мой самый любимый учитель». Там мы поделили первое место с их классным руководителем. Наверное, это о чем–то говорит».

Или, может быть, школа остается с бонусом, когда по первому же «доносу» увольняет увлеченного работой учителя? Сомнительно. Хорошего специалиста найти в наше время не так–то просто. Вы ведь наверняка уже знаете развязку этой истории: руководство школы под давлением общественности вынуждено было урегулировать конфликт. И да — учительнице–модели из Омска предложили снова вернуться на работу. Самый прекрасный момент всей этой истории, что коллеги — российские учителя — встали на защиту коллеги, устроив флешмоб. Из интереса полистала в соцсетях их альбом под хештегом #учителятожелюди: сколько счастливых, красивых, умных и порядочных лиц я там увидела. В купальниках! На море! Загорелых и отдохнувших! Любой человек имеет право на неприкосновенность частной жизни. Разве вы не согласны с этим, Людмила?

Есть, как я считаю, одержимые люди, которые шарят по соцсетям в поисках компромата — их тень над нами никогда не рассеется, это понятно. Но нельзя сходить с ума, лишать себя нормальной комфортной жизни, в соцсетях в том числе, из страха, что очередной блюститель нравственности сочтет твое фото с глубоким декольте аморальным. Словом, руки прочь от Виктории! Учительница ни в чем не виновата.

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by

Себе дороже

Виктория, начнем с того, что сама же ваша вдруг прославившаяся тезка призналась: «Я, конечно же, не хотела такой огласки. Не хотела, чтобы мое личное стало публичным». Иными словами, будь ее воля, эти фото никогда бы не появились в сети. Ее подставили люди, которые не понимают, по каким законам живет школа. И речь не о том, что она замшела, пуритански настроена и представляет собой кружок синих чулков. О, нет! Педагоги двигаются по лезвию бритвы, под перекрестным артиллерийским огнем. С одной же стороны — администрация, воспитанная в консервативных советских традициях. С другой — ученики, часто лишенные всякого домашнего воспитания. А в засаде с биноклями — родители, всегда правые, всегда все про всех знающие и не упускающие случая учителя подловить, поддеть, ткнуть в малейший ляп или проблему носом.

Это я поняла, когда на моих глазах шестиклассник 1 сентября бросил на стол классной руководительнице букет со словами: «Нате, можете продать где–нибудь у перехода!» Учительница опешила, потом отвернулась, чтобы скрыть навернувшиеся слезы. Пришлось самой схватить малолетнего хама за рукав: мол, что себе позволяешь?! И тут он вылил на меня поток информации из досье, видимо, тщательно собираемого его мамой по закоулкам нашего района. И про то, какая у классной зарплата, и про ее сложное семейное положение, и про старый мобильник, и про давным–давно не обновляемую личную страничку... В общем, мама бдит! А теперь представьте, если бы она обнаружила фото в купальнике... Это мгновенно бы разнеслось по всему классу, школе, району, да с такими комментариями, что классному руководителю потом неловко было бы на учеников глаза поднять. Хотя — действительно, ни в чем не виновата, все современные женщины делают это — смакуют свои фотографии. Но учитель — в особом поле. Тут, знаете, имеется противный парадокс. Все вокруг твердят о его миссии, «разумном, добром, вечном», о том, что в старые времена перед ним снимали шляпу. Казалось бы, для того, чтобы поднять в глазах общества его статус, а на деле получается — чтобы только принизить. Дескать, да, были люди, богатыри — не вы (ведь мой Васенька перебивается с двойки на тройку!), а все равно должны, обязаны гореть на ниве просвещения, как Макаренко и Сухомлинский. Которые, безусловно, не позировали в плавках и с учениками не панибратствовали в соцсетях. Сие святое убеждение в абсолютном большинстве родителей сидит занозой где–то очень глубоко. И инстинкт самосохранения просто подсказывает учителю: не провоцируй даже в мелочах! Будь максимально осторожен, патологически корректен, не давай никогда никакого повода. Согласна, как минимум нечестно — априори нам рассчитывать на такую высшую дипломатию. Но иного выхода у учителей не остается, пока не порвана порочная цепочка, когда от педагога ожидают больше, чем от самих себя, нисколько его в душе не уважая.

А, с другой стороны, зная детскую любознательность и осведомленность во многих взрослых вопросах, зачем подопечным давать лишнюю о себе информацию? «Дразнить гусей»? Как говорит одна знакомая молодая учительница, «меньше знают — крепче спят». Ее очень красивая подруга на уроки одевалась так, что грудь всегда подчеркивалась. И когда старшеклассники увидели еще и фото в купальнике, стали делать недвусмысленные намеки. Мягко говоря, учебному процессу и взаимопониманию это не способствовало. Некая самоцензура тут должна присутствовать. Хотя бы в пику всеобщей распущенности в интернете с его бесконечными «губастыми» селфи и безграмотными посланиями всему свету. Пусть учитель лучше покажет пример, как фотографироваться красиво, креативно и со смыслом. Или, в крайнем случае, позаботится о том, чтобы его двусмысленные снимки не видели те, кто всегда может ехидно ткнуть пальцем... Себе же дороже.

Вообще, Виктория, у меня по–прежнему большая надежда на педагогов. Их даже внешне можно выделить из людской толпы. Не говоря уже о манере поведения, разговора. Настоящий, а не случайный в профессии, учитель не закатывает скандал в поликлинике, не бросается на освободившееся место в транспорте, аки хищник, не качает права в очереди, чем мы порой сильно грешим. Говорит тихо, но веско, слова подбирает, на «ты» не переходит ни с кем. Словом, образец для подражания в мире, где культура стала очень растяжимым понятием и не зависит от получения даже высшего образования. Всегда любуюсь еще медиками по призванию: при их–то нагрузках и такая выдержка! Впрочем, они попадают в ту же ловушку повышенного спроса. От них требуют, уже ссылаясь на клятву Гиппократа и благородство белого халата. К счастью, пока не собирают компромат из соцсетей. Его умный человек, думаю, никому и не даст на себя нарыть. Или у кого–то еще осталась иллюзия, будто в интернете нас окружают сплошные друзья, а каждый лайк — от чистого сердца?

Людмила ГАБАСОВА

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter