Льготы по адресу

В стране свыше шести миллионов человек пользуются правом на те или иные льготы
Уже завтра депутаты Палаты представителей белорусского парламента планируют рассмотреть в двух чтениях законопроект о государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан. Данный проект закона вызвал большой резонанс в обществе и стал поводом для широкой дискуссии. И в этом нет ничего удивительного: документ затрагивает интересы многих граждан, пользующихся теми или иными льготами. Председатель Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Сергей КАМЕНЕЦКИЙ убежден: чем быстрее будет принят законопроект об упорядочении социальных льгот, тем быстрее заработает адресная социальная помощь.

— Сергей Владимирович, почему возникла необходимость принятия нового закона?
— В Беларуси действует и постоянно совершенствуется разветвленная система социальной защиты населения. Она включает в себя несколько глобальных направлений. Это социальное страхование, пенсионное обеспечение, государственная социальная поддержка населения, государственные минимальные социальные гарантии, а также индексация доходов населения в связи с инфляцией. Социальные льготы и гарантии для отдельных категорий граждан — одна из составляющих системы социальной защиты. И сегодня она нуждается в совершенствовании на основе принципов социальной справедливости, экономической обоснованности, адресности и доступности различных форм такой поддержки. То есть помощь должна оказываться тем, кто в ней реально нуждается.
— В чем же минусы существующей системы льгот?
— Дело в том, что мы до сих пор не изжили старый советский подход, когда льготы раздавались всем подряд. И что же имеем на сегодняшний день? В стране более шести миллионов человек пользуются правом на те или иные льготы. На эти цели расходуется почти пять процентов республиканского бюджета. Льготы поглощают треть бюджетного финансирования программ государственной социальной поддержки населения, что, безусловно, ограничивает возможности этих программ. Согласитесь, для любого государства это непозволительная роскошь.
Тем более что за последние несколько лет уровень жизни в стране значительно вырос, социальные блага стали доступнее. Посмотрите, сколько иномарок на улице. Стиральная машина, пылесос, видеомагнитофон давно перестали быть роскошью. У каждого второго — мобильный телефон. То есть люди стали жить намного лучше, а прежняя система предоставления льгот не изменилась.
— Но если у одних забрать, другим оставить, наверняка будут обиды, упреки в несправедливости?
— Наоборот, именно действующая система льгот по сути своей несправедлива и неэффективна. Главный ее недостаток состоит в том, что адресаты формируются сугубо по категориальному признаку, без учета реальной нуждаемости. В перечне льготников сегодня около 60 категорий граждан. При этом, как показывает анализ результатов выборочного обследования домашних хозяйств, семьи с более высокими доходами подчас имеют гораздо больший размер льгот, чем семьи с низкими доходами. Это происходит из-за того, что жители сельской местности, имеющие меньший достаток по сравнению с горожанами, пользуются льготами гораздо меньше из-за более узкого доступа к услугам. В первую очередь это касается услуг ЖКХ, общественного транспорта, а также реализации льготы на лекарства.
О какой эффективности тут можно говорить? Налицо явные перекосы: льготы получают не те, кто в них больше нуждается, а те, кто имеют к ним больший доступ. При этом бюджетные средства попросту распыляются: на одного льготника в среднем приходится около 20 тысяч рублей в год.
Кроме того, льготы ложатся бременем на предприятия, товарами или услугами которых пользуются льготники. Они недополучают прибыль, поскольку из бюджета им компенсируется примерно треть затрат на оказание льготных услуг.
Наконец, широкое распространение льгот влечет дополнительную нагрузку на тех, кто ими не пользуется. Помимо того что эти граждане оплачивают льготы другим фактически из своего кармана, они вынуждены и за услуги соответствующих предприятий платить по более высоким тарифам. Вот и считайте, какая система более эффективна и справедлива.
— А как же социальная направленность нашего государства? Лозунг “государство для народа” вроде бы никто еще не отменял...
— А никто и не собирается его отменять. Объемы денежных средств, направляемые на социальную политику, не уменьшатся.
Поймите, речь идет не о полной отмене льгот. Так вопрос даже никогда не ставился. Мы говорим лишь об их справедливом распределении, упорядочении, выработке четких механизмов адресной поддержки нуждающихся. Это то, что уже давно сделали все цивилизованные государства мира.
Любое общество делится на две части: на тех, кто действительно нуждается в помощи, то есть кто в силу объективных причин не может зарабатывать деньги, оплатить товар или услугу, и тех, кто вполне может себя обеспечивать сам. Ясно, что ветеранам войны, инвалидам, детям-сиротам, одиноким старикам, молодым и многодетным семьям государство должно оказывать поддержку.
— Но если, допустим, лишить школьников и студентов 50-процентной скидки на проезд, вряд ли это обрадует их родителей...
— Не думаю, что их семейный бюджет понесет большие потери. Если молодой человек может себе позволить “навороченный” мобильник, поход в пивной бар, на дискотеку или в ночной клуб, он вполне сможет оплатить и полную стоимость проезда. К тому же всегда есть возможность подработать. (Другое дело, что многие сами этого не хотят, для них привычнее “тянуть” деньги из родительского кармана.)
Я вообще убежден, что излишний государственный патернализм приводит к росту иждивенческих настроений в обществе. Скажите, в конституции какой страны записано, что государство берет на себя содержание детей? В копилке народной мудрости на этот счет есть притча, весьма актуальная на сегодняшний день. Суть ее в том, что людям нужно давать не рыбу, а удочку. Другими словами, каждый должен научиться ловить себе рыбу, а функции государства — следить за законностью этой рыбалки, обеспечивать равенство прав и возможностей. То есть любое законодательство — трудовое, пенсионное, в сфере занятости и соцзащиты — должно стимулировать повышение трудового потенциала человека, поощрять его активность. А нормальный человек — рассчитывать больше на собственные силы и возможности, чем на доброго дядю.
— Но как объяснить, например, отмену льгот на бесплатные медикаменты для детей, для малообеспеченных семей и одиноких матерей?    
— А вот как раз для этого Президент страны и поручил разработать проект указа об адресной социальной помощи, в котором был бы прописан четкий, подробный, дебюрократизированный механизм ее предоставления. Будет, в частности, определен перечень категорий граждан, имеющих право на помощь. И главное — чтобы эту адресную социальную помощь люди могли получить в упрощенном,  максимально оперативном порядке, не испытывая каких-либо унижений, ущемлений со стороны чиновников.
— Как на практике будет выглядеть такая адресная помощь?
— Пока мне сложно об этом говорить. Думаю, что прежде всего она будет выдаваться тем, чей доход на человека в семье не дотягивает до бюджета прожиточного минимума. Сейчас он составляет 170 500 рублей. В качестве примера адресной помощи могу привести подписанное недавно постановление правительства о том, что детям до двухлетнего возраста предоставляется бесплатное питание, если доход в семье менее 65 процентов бюджета прожиточного минимума.
— Сергей Владимирович, и все-таки каковы концептуальные положения нового законопроекта?
— Давайте не будет ставить телегу впереди лошади. Документ только будет рассматриваться, так что возможны изменения и дополнения. Пока могу лишь сказать, что нововведения не коснутся государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Предлагается сохранить основные льготы, гарантии и преимущества для ветеранов, инвалидов войны и приравненных к ним лиц. Льготы останутся прежними для инвалидов первой и второй группы. Предусматривается сохранить льготные позиции за людьми, заболевшими и перенесшими лучевую болезнь, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Впервые планируется ввести нормирование предоставления льгот. То есть увязать их с установленными нормами потребления жилищно-коммунальных, транспортных услуг, обеспечения лекарственными средствами. Тем самым исключается возможность злоупотребления льготами.
Льготы должны распространяться на тех, кто их заслужил, а не на всю семью автоматически. Поэтому предлагается ограничить состав членов семьи льготника, которым будут предоставляться скидки с платы за жилищно-коммунальные услуги.
Еще раз подчеркну: речь идет о переходе количества в качество. Поддержка должна оказываться точечно и концентрированно, быть ощутимой для отдельно взятого человека.
— Куда пойдут сэкономленные средства?
— Мне бы не хотелось в данном случае употреблять слово “экономия”. Цель нового законопроекта — пересмотр системы предоставления льгот и гарантий с тем, чтобы переориентировать денежные потоки на другие социальные программы. Основная часть средств, высвобождаемых в процессе упорядочения льгот, должна пойти на увеличение поддержки программ материнства и детства, на усиление государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам, на реализацию мероприятий по реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Речь идет не о полной отмене льгот. Так вопрос даже никогда не ставился. Мы говорим лишь об их справедливом распределении, упорядочении, выработке четких механизмов адресной поддержки нуждающихся.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter