«В 90–х годах я работал в ПТУ–5 текстильщиков в Барановичах заместителем директора по учебно–производственной работе, поэтому занимался составлением учебных планов, программ и расписания уроков по училищу. Сначала занятия у нас начинались в 8 утра, и случалось много опозданий на первый урок. Поэтому, проанализировав все аспекты проблемы, администрация решила начинать занятия позже — в 8.30. Опоздания сразу прекратились. К тому же ребята могли добираться в училище на общественном транспорте в условиях, когда основной пассажиропоток уже схлынул, — спокойно, без толкотни.
Примерно в тот период возникло общесоюзное движение по качественному улучшению учебно–воспитательного процесса в учебных заведениях СССР, и мне предложили заняться работой по созданию новых учебных планов и программ. Работа оказалась сложная, но мы справились.
И в чем была особенность?
Во–первых, уроки сделали спаренными. А так как их ставили по 8 в день, вдвое сократилось количество подготовок: вместо 8 — четыре, а если в расписании физкультура — то и три. Кстати, о физкультуре. При обычной продолжительности урока очень сложно выстроить его так, чтобы и толк получился от тренировки, и дети успевали подготовиться к очередным занятиям. Зимой пока наденут лыжи, проедут круг — уже пора и снимать эти лыжи. А спаренные уроки давали учащимся возможность получить действительно хорошую подготовку.
А как же спаренные уроки по математике, физике, химии? После года преподавания успеваемость повысилась! Преподаватели объясняли это тем, что в течение 80 минут можно варьировать материал, нагрузку, спокойно провести опрос, выставить оценки. Но почему 80 минут? Дело в том, что, изучив опыт, мы сократили длительность урока до 40 минут. И это — во–вторых. Ученые пришли к выводу: после 38 — 39–й минуты урока у детей резко притупляется внимание и дальше время и усилия тратятся вхолостую, требуется перерыв. Вся эта работа проводилась только с точки зрения пользы для учащихся, и, поработав, мы убедились в оптимальности проекта (конечно, для учеников начальных классов пары делать не надо).
Государству стоит идти на разумные эксперименты — конечно, после тщательной проработки и анализа. Ведь только в непосредственной работе можно увидеть как достоинства, так и ошибки».
В читательских письмах звучат разные мнения. Вот что пишет из Новополоцка Илья Двойрин, отец троих детей, механик с «Нафтана»:
«Многим родителям необходимо быть на работе к 8.00, и сейчас они имеют возможность утром поднять своих детей и вовремя отправить на занятия, учеников младших классов — сопроводить в школу, то есть выполнить свои родительские обязанности. Однако если уроки начинать в 9 часов, дети останутся дома фактически без присмотра и контроля: они легко все проспят, уйдут на занятия не позавтракав, плохо собравшись, некоторым малышам по пути на занятия придется самостоятельно переходить оживленные дороги... Если же отправлять их в школу заранее, тогда в чем смысл изменений?»
Наш читатель из Сморгони Д.Дагоцкий пишет, что проработал в школе 50 лет, из них 26 лет — директором, и видел многие реформы. Он во многом солидарен с мнением И.Двойрина:
«Хороший утром сон у детей, даже у старшеклассников. Но как будили детей, так и будут будить в 7 часов, а то и раньше. Разве может ученик начального звена сам подняться, собраться, ничего не забыть, закрыть квартиру и вовремя прийти в школу? Вряд ли кто из родителей с этим согласится. Особенно родители учащихся 1 — 2–х классов. Бабушки–дедушки? Сейчас мало кто живет вместе.
Второй вопрос. На час позже начали уроки — значит, на час позже закончили занятия. Но ведь дети посещают кружки, студии, спортивные секции и т.д. Выходит, на час позже будут и домой возвращаться после всего. Поздней осенью и зимой это уже чуть ли не ночь. А в темноте можно и встретить разных «нехороших» людей».
Д.Дагоцкий обратил внимание и вот на какой момент: «Расписание пригородных автобусов рассчитано на подвоз и детей к 8.00 в школу, и родителей на работу. Часть учителей добирается на работу в сельские школы из города таким же образом. Да и городские автобусы курсируют чаще в промежутке от 7 до 8 утра». Не придется ли вносить коррективы и здесь?
Что ж, сколько людей — столько мнений. Есть те, кто двумя руками за перенос начала занятий на более позднее время, есть те, кто против. И, возможно, выход уже нащупан: предоставить право решать эту дилемму каждому учебному учреждению самостоятельно исходя из местных особенностей и условий, собрав большой совет родителей и учеников. А государство на законодательном уровне обеспечивает возможность такой вариативности. Главное ведь — здоровье и благополучие наших детей. В этом все как раз безоговорочно едины.