Мировые звезды сравнивают Большой со знаменитым оперным театром Италии
Год спустя после реконструкции здания Большого театра его генеральный директор Владимир Гридюшко встретился с журналистами, чтобы рассказать об итогах и перспективах развития белорусского балета и оперы.
Прошедшие двенадцать месяцев можно считать успешными для театра. Главное подтверждение тому – заполняемость зала, которая составила девяносто восемь процентов. Это говорит о том, что большинство спектаклей проходили с аншлагами. Интерес к ним настолько высок, что в некоторые дни в афише стоит по два представления. Всего за год прошло 205 спектаклей, которые посетили более двухсот тысяч зрителей.
Конечно, охотнее всего люди идут на премьеры. Их за год было три: оперы «Чужое багацце нiкому не служыць», «Трубадур» и балет «Золушка», который пользуется особым успехом. В ближайшие дни состоится еще одна премьера – опера «Набукко» Джузеппе Верди. Этот совместный белорусско-российский проект должен стать сенсацией сезона, ведь впервые будут задействованы все технические возможности новой сцены. Кстати, после реконструкции по уровню оснащенности белорусскому Большому театру на постсоветском пространстве нет равных.
В планах — постановки «Снегурочки», «Тристана и Изольды», а также «реставрация» «Хованщины» и «Аиды». Это классика мировой оперы, интерес к которой не угасает уже несколько столетий. Такова причина нового появления спектаклей в афише.
Между тем не у всех спектаклей такая счастливая судьба. В последнее время из репертуара исключено пять балетных и десять оперных постановок, по мнению руководства театра, физически и морально устаревших. Афиша ведь не резиновая, в ней сегодня и без того более шестидесяти спектаклей. Кроме того, постоянно проходят концерты звезд мирового уровня. Сейчас ведутся переговоры о приглашении оперной дивы Марии Гулегиной, выступавшей на закрытии Олимпийских игр в Ванкувере. Правда, такие концерты без спонсорской поддержки невозможны. Иначе цены на билеты будут просто заоблачными. «Чтобы театр полностью себя окупал, средняя стоимость билета на спектакль должна составлять около 400 тысяч белорусских рублей», — подсчитал Владимир Гридюшко. И в таком деле одной государственной поддержки недостаточно. Именно поэтому в театре собираются создать попечительский совет. Благодаря спонсорским вложениям звезды оперы и балета будут чаще выступать на белорусской сцене. Ведь в последние годы наши артисты преимущественно варились в собственном соку, в результате чего труппы разрослись до невероятных размеров. Сегодня в Большом работают 67 солистов оперы, это больше, чем в Варшавском и в Латвийском театрах, вместе взятых. Словом, назрела необходимость сократить количество артистов. «Оптимальный состав для оперной труппы – сорок человек, — говорит гендиректор. – Этого достаточно, чтобы иметь возможность ставить на главные партии своих солистов и привлекать певцов из других стран для исполнения определенных ролей».
В последнее время Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь активно развивает сотрудничество с коллегами из соседних государств. Уже заключены договоры с поляками и литовцами, в ближайшее время состоятся встречи руководства театра с украинцами, молдаванами, узбеками. Кстати, зарубежные звезды, выступавшие в обновленном здании, охотно соглашаются на повторный визит. Ведь многие отмечают, что акустика в Минске не хуже, чем в Ла Скала.