Культурная "конституция" как руководство к действию

В Беларуси принят Кодекс о культуре
В Беларуси принят Кодекс о культуре. Тема эта нынче одна из самых обсуждаемых: подобный нормативно-правовой акт не имеет аналогов на постсоветском пространстве, содержит 64 новации, написан в лучших традициях юридических норм и законов Великого Княжества Литовского. Эксперты оценивают культурную «конституцию», которая вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования, высоко. Главное, чтобы механизмы, прописанные в ней, работали.

Кодекс, если разобраться, результат творчества юристов, ученых и культработников-практиков. В документе систематизировано все так или иначе связанное с культурой и в широком, и в узком понимании этого слова. К примеру, содержится понятие «культурная безопасность». С другой стороны — рассматривается вопрос о ней как о сфере профессиональной деятельности.

Практическая ценность документа в том, что все законы теперь сконцентрированы в одном. То есть, грубо говоря, руководитель СДК задумался расшириться. Находит соответствующий пункт в Кодексе, где предусмотрено введение до трех штатных единиц в самодеятельные коллективы, которые получили статус народных и образцовых.

Или тезисы, связанные с меценатством и спонсорством. Вопрос, как мне кажется, более чем актуальный, ведь в последнее время тех, кто помогает культуре развиваться, становится больше. Только в этом году внебюджетные поступления и собственные доходы учреждений культуры выросли (по сравнению с шестью первыми месяцами 2015-го) на 8,3 процента. В Кодексе спонсоры и меценаты получат законный статус. Чтобы рассчитывать не только на налоговые льготы, но и ставить свои фамилии, нужно упоминать названия компаний под знаковыми культурными проектами — это нормальная мировая практика. К примеру, подарил в музей экспонат, купленный за свои кровные, это должно быть отмечено в оформлении экспозиции. Важно признание социальной миссии меценатов и спонсоров, благие чаяния которых обязательно будут замечены государством.

Интересный, как мне кажется, пункт, – это культура дискотек. Быть на танцах в нетрезвом виде запрещено. Строго, но культурно. Разумеется, предусмотрены оговорки относительно заведений, где есть и культурная программа, и услуги общепита. Дискотека в ресторане или в СДК, согласитесь, — ведь немного разные вещи.

А еще Кодекс предусматривает активное участие общественных объединений в сохранении историко-культурного наследия. Почему это ценно? Потому что невозможно перекладывать заботу, скажем, о замках или других архитектурных объектах на плечи одного лишь государства. В сохранении шедевров должны быть заинтересованы и те, кто живет на этой земле, кто хочет и может ее прихорашивать. Чтобы пристально следить за объектами, которые составляют золотой фонд исторического наследия республики, в регионах сформируют специальные общественные наблюдательные комиссии. На их плечи ляжет ответственность за охрану, изучение объекта, развитие его туристического потенциала.

…Времени на то, чтобы по косточкам разобрать все новации Кодекса и проверить их в действии, у культработников предостаточно. Разобраться в витиеватых юридических коллизиях, применить их в своем деле — не так-то просто. Хотя, по большому счету, ничего революционного новый Кодекс не предусматривает. Важно, чтобы со временем те нюансы, о которых идет речь, улучшили культурную сферу страны, а сам документ был не кабинетным, а живым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter