Из-за несовершенства структуры кормов продукция скотоводства имеет высокую затратность

Кукуруза за рамками здравого смысла

Из-за отсутствия должного внимания многолетним травам в республике фактически развалена севооборотная система использования земель


После завершения первого этапа развития АПК, целью которого было наращивание производства продукции, отрасль следует неотложно переводить во вторую фазу – экономического укрепления. Для этого необходимо существенно изменить идеологию хозяйствования, сформировать такой механизм работы агропромышленного комплекса, который бы не административно, а экономически побуждал руководителей и специалистов сполна вкладывать в повышение эффективности сельскохозяйственного производства свой профессиональный потенциал. На такой механизм хозяйствования неоднократно указывал Глава государства, эти вопросы, вне всякого сомнения, будут ключевыми на предстоящем Всебелорусском народном собрании. Нам бы хотелось дополнить спектр мнений, которые по этому поводу будут высказаны, своим видением того, как можно сократить издержки в сфере агропромышленного комплекса, выйти на те 25 процентов экономии, обеспечить которые требует Президент.

Полагаем, такое вполне реально уже в ближайшей перспективе за счет повышения использования потенциала почвенно-климатических ресурсов и созданной инфраструктуры. Это важнейшая база продуктивности как растений, так и животных, а следовательно — эффективности аграрной экономики.

АНАЛИЗ годовых отчетов за последние три года показывает, что в общем объеме выручки за реализованную продукцию, формирующую аграрную экономику, животноводству принадлежит 75—80 процентов. Из этого следует, что важнейшим фактором экономического благополучия аграрной отрасли остается интенсивное производство молока и мяса КРС посредством роста продуктивности скота, снижения организационных и технологических затрат.

Речь не идет о противопоставлении производства говядины, например, свиноводству и птицеводству. Безусловно, в этих отраслях необходимо ускорить модернизацию оборудования, внедрить ресурсоэкономные технологии содержания и кормления животных. Удешевление свинины и мяса птицы в совокупности с государственными мерами защиты отечественных производителей позволит обеспечить внутренние потребности республики в них. Но для оптимизации питания населения, наращивания экспортного потенциала АПК все же необходимо отдать приоритет развитию молочного и мясного скотоводства на дешевых травяных кормах.

В последние годы при производстве продукции скотоводства на корма приходится 50—55 процентов затрат. Именно здесь наиболее значимые резервы их снижения, вполне посильные для реализации в любой сельхозорганизации.

Основными компонентами кормопроизводства для скота в наших условиях служат многолетние травы и кукуруза на зеленую массу. Соотношение их в посевах, а как следствие — и в рационах кормления, далеко от совершенства. Так, без экономического обоснования, учета физиологических потребностей скота в большинстве сельскохозяйственных организаций предпочтение постоянно отдают кукурузе. С 1986—1990 годов ее посевы к настоящему времени возросли вдвое, а в Брестской и Гомельской областях — в 2,6 раза. В результате страна стала мировым лидером по количеству кукурузы на гектар пашни, чем абсолютно не следует гордиться. Пропорционально росту этого показателя обостряются проблемы полноценного кормления животных. 

Вместе с тем продуктивность культуры изменяется в обратном направлении: от 301 центнера с гектара в среднем по республике в 1986—1990 годах до 250 центнеров в 2011—2015. В том числе до 175 центнеров с гектара в 2015-м. Особенно эта закономерность прослеживается в Гомельской области, где урожайность зеленой массы уменьшилась в 1,7 раза.

ЗЕЛЕНАЯ масса кукурузы и многолетних трав в большой мере различаются по себестоимости кормовой единицы: соответственно 555 и 1650 рублей в среднем по республике. Но если травы не требуют обогащения белком при кормлении всех видов скота, то кукурузный силос лишь наполовину нормы обеспечен белком. А процесс его оптимизации за счет привлечения дополнительных источников очень затратный. Так, с учетом расходов на подсолнечный шрот (по цене на начало 2016 года) для балансирования кукурузного силоса стоимость его кормовой единицы в среднем по республике в 4,5 раза, на соевый шрот — в 5 раз выше, чем в среднем по многолетним травам (табл. 1). К сожалению, этот фактор в абсолютном большинстве сельхозорганизаций должным образом не учитывается при создании кормовой базы.


Несовершенство структуры кормов порождает высокую затратность конечной продукции. К примеру, наибольшая себестоимость молока в Гомельской области, где более высокий удельный вес кукурузы в посевной площади — на 278 тысяч рублей за тонну больше, чем в среднем по республике. Расход кормовых единиц на килограмм молока здесь на уровне среднереспубликанского показателя (табл. 2), но превалирование высокозатратного кукурузного силоса обуславливает высокую себестоимость молока. 


В МИРОВОЙ практике и во многих передовых хозяйствах республики проблема кормопроизводства для скота решается в равной мере как кукурузным силосом, так и сенажом из многолетних трав. Вот структура оптимального рациона для коровы в США: 25 процентов от общего сухого вещества — кукурузный силос, столько же — сенаж из люцерны, 5 килограммов — люцерновое сено, остальное комбикорма, полностью сбалансированные по белку за счет сои.

А это отечественный опыт. Молочное стадо сельхозфилиала «Правда-Агро» агрокомбината «Дзержинский» Дзержинского района в 2008 году, базируясь на кукурузном силосе, дало от коровы 4988 килограммов молока. В следующем 20 процентов в структуре травяных кормов составлял сенаж из бобовых трав. Надой за год вырос до 6280 килограммов. А в прошлом году при соотношении сенажа трав к силосу кукурузы 1:1 средний надой по хозяйству достиг 8546 килограммов. За 2009—2015 годы вследствие совершенствования кормопроизводства прирост составил 3558 килограммов, продуктивность коровы возросла в 1,7 раза. Какие еще примеры и какого уровня следует приводить?

При оптимизации кормопроизводства на основе соотношения травяного сенажа и кукурузного силоса 1:1, как это принято в зарубежной и лучшей отечественной практике, затраты с использованием белкового сырья подсолнечного шрота в 2015 году по республике уменьшились бы на 600, а соевого – на 691 миллиард рублей. Это вполне реальный и легкодоступный любой сельскохозяйственной организации механизм выполнения требований Главы государства по сокращению затратности в отрасли на 25 процентов.

Большой интерес представляет практика кормопроизводства в хозяйствах с аналогичными в Беларуси климатическими условиями и базирующихся на травяных кормах и зерносенаже. При этом они вообще не используют кукурузный силос, имея высокую продуктивность коров и откармливаемого поголовья. Например, в концерне «Детскосельский» Ленинградской области на основе силоса и сенажа из бобовых трав и зерносенажа, вообще без кукурузного силоса, в прошлом году от коровы получили по 9400 килограммов молока при его рентабельности 50 процентов. Рацион кормления дойного стада в этом хозяйстве публиковала «Сельская газета».

В ЦЕЛОМ по республике уровень затрат в скотоводстве за прошлый год составил 39,4 триллиона рублей. При переходе на интенсивное кормопроизводство по примеру этого хозяйства в 2015 году затраты с учетом расходов на белковое сырье были бы на 4,8—5,3 триллиона меньше, снизившись на 12–13 процентов в зависимости от вида белкового сырья. Адекватно возросла бы продуктивность скота по молоку и мясу, а следовательно — и аграрная экономика.

Бобовые многолетние травы и их смеси со злаками при доминировании первых служат и важнейшим элементом снижения затратности. При доведении их посевов до миллиона гектаров (два поля в классическом севообороте) на четверти всей посевной площади будут исключены затраты на обработку почвы, азотные удобрения, гербициды, средства защиты от вредителей и болезней. Ежегодно появится 0,5 миллиона гектаров превосходных предшественников для озимых зерновых, которые вследствие использования остатков азота в почве после бобовых трав потребуют вдвое меньше доз его внесения. В целом для формирования урожая бобовые травы при их посевной площади в миллион гектаров используют из воздуха не менее 150 тысяч тонн азота. В пересчете на карбамид это более 300 тысяч тонн, что чрезвычайно важно вследствие постоянного ежегодного азотного голодания земледелия. При действующих в настоящее время ценах 3,2 миллиона рублей за тонну карбамида многолетние травы при указанной посевной площади обеспечат экономию расходов на азотные удобрения в размере около триллиона рублей.

Оптимизация травяного поля – основа высокопродуктивного севооборота. В настоящее время структура посевов почти на 90 процентов представлена злаками или смесями с их участием (кукуруза также злак) — культурами одного ботанического семейства. Создается почти непрерывная цепь развития всех вредоносных факторов. Вследствие этого возникает потребность в больших объемах высокозатратных защитных мероприятий, повышенных расходах на удобрения, растениеводство недобирает продукцию. По данным НПЦ по земледелию НАН Беларуси, из-за отсутствия грамотной севооборотной системы только одного зерна республика недобирает ежегодно не менее двух миллионов тонн. 

Общий экономический эффект от равновеликого производства кукурузного силоса и сенажа из многолетних трав при сложившейся продуктивности скота 2015 года составил бы 2,2 триллиона рублей. А при переходе скотоводства республики на практику работы концерна «Детскосельский» с полной заменой кукурузного силоса кормами из многолетних трав затраты в отрасли были бы менее минимум на 12 триллионов.

Вместе с тем роль многолетних трав в земледелии республики постоянно недооценивается. Лишь на 35 процентов выполнен план подсева в прошлом году в Гомельской области, менее половины намечавшейся площади подсеяно в Брестской и Гродненской областях. В республике сложилось мнение, что кукуруза значительно урожайнее многолетних трав, а это совершенно неверно. Так, урожайность зеленой массы трав в среднем за 2013—2015 годы составила 235, а кукурузы – 223 центнера с гектара. Кроме того, при подсеве многолетних под однолетние травы за один укос однолетних посевов и осенний укос трав первого года жизни будет получено не менее 300 центнеров с гектара полноценной, не требующей дополнительного привлечения белкового сырья зеленой массы. Это значительно больше, чем теперь дает кукуруза.

Ряд хозяйств и регионов игнорируют бобовые многолетние травы вследствие неустойчивости урожайности клевера и люцерны по годам, особенно на легких почвах. Но таких почв в республике меньшинство. В основном они в Гомельской области. На них как раз и не следует заниматься клеверосеянием и люцерной. Во-первых, в этой области плодородие почв 8 районов из 21 выше среднереспубликанского уровня. Здесь могут высеваться любые травы. Во-вторых, в области следует организовать семеноводство и вводить в севообороты пригодные для легких почв травы: донник, лядвенец, эспарцет. Последняя культура имеет и другое название — песчаный клевер.

Из-за отсутствия должного внимания многолетним травам в республике фактически развалена севооборотная система использования земель. В большинстве районов намечается отрицательная тенденция содержания гумуса в почве. Возрастает численность и вредоносность сорняков, вредителей и болезней. По расчетам Минсельхозпрода, потери от нарушения структуры посевных площадей в 2014 году составили 1,4 триллиона рублей, в 2015-м они оцениваются в 2 триллиона.

Таким образом, совершенствование севооборотной системы в земледелии и оптимизация на этой основе кормопроизводства — важнейшие направления повышения продуктивности АПК, снижения удельной затратности и в конечном итоге — укрепления аграрной экономики, выхода на самоокупаемость сельхозорганизаций при сложившемся уровне господдержки. 

Леонид КУКРЕШ, академик;

Петр КАЗАКЕВИЧ, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter