Виртуальное пространство знает о нас больше, чем мы сами

Куда приводят цифровые следы

Если в мире начнется восстание машин, то я не поставлю на победу людей и рубля. И дело даже не в том, что машины окажутся умнее, дело в нашей лени и беспечности. Мы столько информации о себе подарили виртуальному пространству, что доходит до смешного. 

sovetbank.ru

Осенью мне пришлось сменить номер телефона. Так уж сложилось. Получила новый номер, порадовалась, что заветные цифры быстро запоминаются. Казалось, где тут может быть подвох? Но нет, буквально на второй день мне пришло сообщение от одного из крупнейших белорусских банков – мол, с карточки такой-то (последние четыре цифры карты) в магазине известной торговой сети в Орше были списаны деньги за покупку. Сумма, время, остаток на счете. Все прекрасно, но я на тот момент находилась на другом конце страны. В течение дня пришло еще пару таких смс. 

Особенно активным владелец карточки и, видимо, бывший хозяин моего нового номера был в период оплаты коммунальных – мне приходило до 6—7 сообщений в день. Я знала, в каких магазинах в Орше и Минске человек делает покупки, когда платит за коммуналку, сколько денег перечисляет на телефон. Каюсь, надо было сразу попытаться отключить эту функцию, но мне было откровенно лень. Да и как его найти, этого активного пользователя банковских карточек? 

Жареный петух клюнул, когда я устроилась на новую работу. Пришлось идти в банк за зарплатной карточкой, и по счастливой (если честно – не очень) случайности это оказался тот же банк. Карточку сделали быстро, услугу смс-оповещения подключили. Вот только сообщения мне продолжали приходить о движении средств не по моей карте, а по карте человека из Орши. 

И что обидно – на старый номер мне приходили аналогичные сообщения, только от другого банка. Как только номер сменился, я специально съездила в банк и отключила услугу. Зачем кому-то знать, сколько денег, когда и на что я трачу? Но, видимо, есть люди, которые считают иначе. Хотя вероятнее другой ответ: человек просто забыл. Либо дал в банк номер с другим префиксом – у него номер начинается на 44, а в данных банка фигурирует 29. 

В итоге мне пришлось снова ехать в банк. Выяснились любопытные подробности: оказывается, бесплатно смс приходят, только если деньги поступили на карту. Чтобы получать информацию о своих расходах, надо платить 2 рубля в месяц. Когда мне выдавали карточку, этот нюанс, к сожалению, не объяснили. По чужой карте я получала сообщения и о доходах, и о расходах. Получается, что человек платил по 2 рубля в месяц за услугу, которую не получал. И не попытался ничего сделать. Удивительная беспечность. 

Эсэмэски, к слову, я больше не получаю — в банке помогли, но осадок остался. Как много цифровых следов мы оставляем и даже не задумываемся. Пишем телефоны и номера банковских карт, когда делаем покупки в сети, выставляем точки геолокации, загружаем бесчисленное количество фото в социальные сети. Понять, что ты за человек, сейчас можно просто побродив по твоему аккаунту в Facebook. А в обозримом будущем перед нами уже маячат ID-карты. О, дивный новый мир! Правда, здравый смысл в нем все-таки никто не отменял.

mich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter