«БАА» — о перспективах автоиндустрии, продажах после коронавируса и развитии электротранспорта

Куда приедет автоотрасль

Глобальная мобильность людей может значительно снизиться и после победы над вирусом: пандемия внесла в наше сознание новые представления о санитарных мерах. Но этот же новый массовый взгляд на эпидемиологическую безопасность может спровоцировать повышение внутренней мобильности. И тогда у личного автотранспорта откроется второе дыхание или даже новая жизнь. Возможные сценарии развития автомобильной отрасли, а на ее долю, кстати, приходится объем продаж около 2 млрд рублей в год, «Р» обсудила с председателем правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергеем Михневичем.

Рост на фоне падения


— Сергей Евгеньевич, до пандемии многие уверяли, что автомобильный рынок будет развиваться по вектору ухода от личного владения машиной в те или иные формы коллективного владения. По вашему мнению, по какой парадигме будет развиваться автоиндустрия?

— На мой взгляд, невзирая на экономические трансформации, ситуация в автопроме может сложиться даже очень неплохой. Особенно на фоне снижения производства во многих отраслях. За последнее десятилетие совокупное производство легковых машин упорно не могло достигнуть планки в 100 млн единиц в год. В лучшие периоды выпускали чуть больше 90 млн. Считалось, что с наступлением определенного уровня владения автомобилями отрасль достигнет своего пика и станет стагнировать. В том числе на фоне развития различных арендных направлений и услуг. Значимость каршеринга и других аналогичных платформ, на мой взгляд, несколько преувеличили. По крайней мере, до недавнего времени они были рассчитаны в основном на молодежь и другие категории населения, для которых приобретение машин в личное пользование либо дорого, либо нецелесообразно. В том числе по причине международной мобильности так называемого поколения Z. Оно стремительно перемещалось по всему миру, поэтому предпочитало не обрастать собственностью, а пользоваться арендой. Это касалось и недвижимости, и транспорта. Очевидно, что мировая мобильность значительно снизится после пандемии. Люди будут в той или иной степени избегать публичных мест, ориентироваться на более замкнутый образ жизни. В том числе приобретает популярность жизнь за городом, в сельской местности. И в этом случае личный транспорт приобретает новую ценность. Кроме того, при всех подходах к дезинфекции, общественному и арендному транспорту фактически невозможно по безопасности конкурировать с личным. Поэтому на фоне снижения международной мобильности может произойти повышение внутренней. И ряд людей будут ориентироваться не на общественный, а на личный транспорт. В том числе и для деловых поездок регионального масштаба. Например, в Россию, Украину, другие соседние государства: границы рано или поздно откроются, и деловая и экономическая активность будет восстанавливаться. А далеко не все бизнес-процессы возможно и удобно вести в удаленном доступе.

Таким образом, может сложиться интересная ситуация: автомобильная индустрия получит в ближайшие 2–3 постэпидемиологических года дополнительный импульс для развития. Причем будет расти спрос на все виды личного транспорта. Сейчас сложно говорить, как будет развиваться рынок. Страны только начинают постепенно выходить из карантина. Китай пока показал V-образный вход и выход из кризиса. И автоиндустрия в этой стране снова работает на полную мощность. Смогут ли другие государства повторить путь Китая?

— Тем не менее говорят, что мир входит в экономический кризис. И если общий спрос на личный транспорт может вырасти, то как изменится структура рынка?

— В общем и целом потребительские предпочтения смещаются в сторону утилитарности. Популярность лакшери уходит в прошлое. Прирастать рынок будет за счет бюджетных моделей: надежные, качественные, полностью удовлетворяющие базовые потребности потребителей, без излишнего функционала. Будут расти продажи в сегменте недорогих внедорожников. Спрос на них усилит тренд на загородное проживание.

Если рассматривать белорусский рынок, то уровень продаж новых автомобилей — шесть единиц на тысячу человек, то есть серьезный резерв для развития. Но в ближайшее время, полагаю, будет снижение продаж. И если март был для производителей и поставщиков весьма успешным — люди реагировали на курсовые изменения и старались оперативно реализовать свои планы на покупку автомобилей, в апреле мы еще активно отгружали машины, заказанные в марте, то в мае ощущается резкое падение продаж. Не надо забывать, что 60–70 процентов машин продавалось в кредит или лизинг. Даже при доступности кредитов и наличии у банков ликвидности для потребителей важна уверенность в своей экономической стабильности для крупных покупок.

Легкий коммерческий транспорт в этом разрезе пострадает меньше. Продажи не выросли, но и пока не упали, что является хорошим результатом в условиях мировой неопределенности. Развитие служб доставки создало дополнительный спрос в этом сегменте.

Диджитализация будет продолжаться

— Уход в бюджетные сегменты — не приведет ли это к конструктивному упрощению транспорта?

— Мировой автопром не вернется в прошлый век. Наоборот, транспортные средства все больше будут напоминать гаджеты, насыщаться электроникой. Именно IT-технологии позволяют выйти на высокие стандарты безопасности, простоты эксплуатации, экологичности. Поэтому диджитализация машин будет продолжаться. И этот тренд только усилится с развитием электротранспорта.

— Но подешевевшая нефть, избыток предложения на топливном рынке поставили на паузу ряд зеленых проектов. Какая перспектива у электромобилей при дешевых углеводородах? Тем более что машины на электрической тяге пока значительно дороже аналогов с двигателями внутреннего сгорания.

— Дешевые полезные ископаемые, конечно, способны на некоторое время отодвинуть массовый переход на электротранспорт. Экологическая проблема только усугубляется. По крайней мере, западные страны признали этот факт и ужесточают экологические стандарты. И уже практически исчерпаны все инженерные и технологические возможности для повышения экологичности двигателей внутреннего сгорания. Ведущие мировые производители это понимают, поэтому вкладывают миллиарды долларов в разработку электрокаров. И они будут удешевляться. С одной стороны, электромобиль — сложный агрегат, но с точки зрения трудовых затрат на сборку намного проще. И дешевле в эксплуатации, и более надежен. Замена батареи и капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания несопоставимы по сложности выполнения операций. Поэтому электротранспорт будет развиваться. Другой вопрос, что некоторые явления в постпандемической экономике способны отодвинуть их массовый выход на рынок на несколько лет. Но не десятилетий. Говоря объективно, пока для электромобилей слабовата инфраструктура. В городах серьезная проблема с парковкой, дефицит мест создает проблему для размещения зарядных станций. Многие эти проблемы снимаются при тренде на жизнь за городом. В частном доме есть возможности ночью держать машины на подзарядке. Но для этого необходима соответствующая мощность местных сетей. В любом случае сегодня логично развивать общественный электротранспорт. Мое мнение, что тренд на жизнь за городом будет способствовать популяризации и частного автотранспорта.

Электротранспорт будет в перспективе развиваться, особенно в условиях тренда на жизнь за городом.

Прогноз на завтра

— В прошлые непростые экономические времена бывало так: при снижении объемов продаж новых автомобилей рос спрос на услуги СТО. Сможет ли сфера обслуживания транспорта стать сегментом, который «впитает» рабочую силу, которая начинает высвобождаться в других отраслях?

— В ближайшие 2–3 года сегмент обслуживания транспорта точно не пострадает, он будет нуждаться в дополнительных рабочих руках. Спрос на ремонт в целом увеличится, в том числе со стороны корпоративного сектора, который так или иначе занят в доставке товаров к потребителям. Несомненно, структура спроса несколько изменится: люди будут экономить, делать самые необходимые ремонтные работы. Но при отсутствии карантина, когда машины продолжают ездить, значение транспортного сервиса в макроэкономике вырастет. Прошлые неурядицы показали, что транспортный сервис в такие времена получает некий новый импульс для развития: компании оптимизируют затраты, предлагают более доступное обслуживание клиентам, появляются новые виды услуг… В целом транспортная индустрия способна стать подспорьем в преодолении безработицы. Даже без какой-то прямой или косвенной поддержки государства. Главное, чтобы не появлялось неких ограничений, пускай даже неявных, которые бы могли осложнить работу компаний. Прежде всего с точки зрения поставок запчастей, большинство из которых импортные, и администрирования этого процесса. В долгосрочной же перспективе с массовым развитием электротранспорта сервисная отрасль будет трансформироваться. По крайней мере, спрос на выполнение слесарных работ значительно снизится. Однако электрокары открывают другие ниши услуг. Но это дело уже минимум среднесрочной перспективы.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter