Календарь и традиции: 25 - 31 марта 2019 года

Куда гребец гребет, туда и лодка плывет

На следующей неделе, 25 марта, католики отмечают важный праздник — Благовещение. А в календаре православных этот день обозначен как скромный «прысвятак» — Григорий («Рыгор»). Считалось, теперь зима уже побеждена: «На Рыгора зіма ідзе ў мора».

30 марта в традиционном народном календаре — Алексей, окончательно изгоняющий зиму и холода: «На Аляксея зіма пацея».

Алексей считался покровителем рыболовства: «Аляксей з гары ваду пускае, а рыбу са стану выганяе». В этот день у рыболовов был настоящий праздник, а в некоторых регионах даже не работали.

Кстати, у рыбаков существовали свои особые правила и приметы. Так, отправляться на рыбалку следовало без предупреждения родни и соседей, собираться — тихо и незаметно. Если по дороге встретилась женщина, нужно вернуться назад или обойти ее стороной. Если в самом начале рыбалки на удочку попались один-два ерша — ловлю можно прекращать, толку все равно не будет.

Раньше считали, что именно на Алексея следует приводить в порядок рыболовные снасти, потому что Алексей «сеці садзіць, лодкі смаліць, рыбу коліць», напрясть нитей и сплести из них «броднік» (бредень) или какую-то другую сеть. Верили, такое приспособление, изготовленное за один день, обязательно принесет большой улов.

Вообще, когда-то давно в белорусских водоемах рыбы водилось столько, что ее ловили копьями, стрелами, гарпунами и баграми. Точнее — кололи, и острога по своим размерам скорее напоминала вилы. Улов составляли осетр, стерлядь, линь, язь, налим, угорь, сом, щука, лещ, судак… Сомы попадались до 2 метров в длину и даже больше, налимы и щуки — весом 20 — 30 килограммов. Осетры и угри считались обычной едой не только на панском, но и на крестьянском столе.

Как известно, рыбу ловят и с берега, и с лодки. С древности лодка у человека — самый распространенный вид водного транспорта, и наиболее «старажытны» ее тип — челн («човен»), выдолбленный из цельного ствола дерева. У нас такую лодку называли «дуб, дубіца, дубоўка, даўбянка, дубовы човен», причем зачастую без учета того, из какой конкретно породы она изготовлена, — главное, деревянная. Но иногда все же отличия замечали, и тогда появлялись легкие и подвижные «асінаўкі, ліпаўкі, вярбоўкі, асоўкі, чайкі» — разного размера, формы носа, кормы, растяжки бортов и т.д. В Поозерье для рыбной ловли использовали небольшие корытоподобные «чоўны — дубіцы». На Полесье в разлив лодки становились одним из основных средств передвижения: на них отправлялись на «кірмашы», в соседние местечки и даже земские города. На лодках перевозили сено, дрова, животных, урожай. Самые вместительные ходили по Днепру и Припяти: такой «дуб» мог взять груз до 8 тонн. Постепенно, с развитием промышленного судостроения, высечкой вековых дубрав, обмелением рек, «дубы» стали встречаться крайне редко. Одновременно получали распространение дощатые лодки с плоским днищем и овальными бортами, что делало их более устойчивыми на воде. Центрами по изготовлению лодок в прежние времена у нас были Пинск, Давид-Городок и Телеханы.

А еще Алексей, конечно же, напоминал земледельцу, что совсем близко начало великих работ на поле: «Аляксей лемяшы істрыць, хамуты строіць, сохі путрыць».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter