Парковка в неположенном месте, пьяное вождение и дрифтинг: почему клиенты каршеринга все чаще попадают в сводки ГАИ

Кто сказал «кар»

Каршеринг — новомодная услуга краткосрочной аренды машины. Упрощенная, без вороха документов и кучи потраченного времени. Все, что нужно пользователю, — иметь водительское удостоверение, мобильный телефон и привязанную к его номеру банковскую карточку. Скачиваешь приложение, находишь свободное авто, едешь по своим делам. Оплата — поминутно. Сегодня каршерингом пользуются более чем в 1000 городах по всему миру, его популярность растет. Сервис постепенно начал распространяться и на нашем рынке, но почти сразу же столкнулся с разного рода сложностями. «Р» разобралась в плюсах и минусах новинки.

фото владимира шлапака.

Время — деньги

Новомодная услуга с нами всерьез и надолго. Сегодня в Минске работают уже четыре крупных оператора. Мы только в начале пути, но уже очень увлеклись каршерингом. Тестируем сервис — узнать, как все работает.

Процедура простая и для многих уже давно не в диковинку. Скачиваешь на смартфон специальное приложение, регистрируешься в пару кликов. Нужно прикрепить к профилю несколько снимков: фото водительского удостоверения с двух сторон, несколько страниц паспорта. Привязать свою банковскую карту, чтобы мгновенно оплачивать поездки. На карте приложения найти ближайшую машину, забронировать и направиться к ней.

Эксперимент провожу в минском спальном микрорайоне Серебрянка. Вот удивительно: поблизости море каршеринговых авто! Как их открыть? Опять же, с помощью приложения. Попадаю внутрь: ключ — в замке зажигания, все документы и заправочная карта — в бардачке. Из точки А в точку Б доезжаю довольно быстро: повезло, что не было пробок. 

Интересно, что поминутная аренда машины в Европе обходится дешевле услуг такси в 3—4 раза. У нас расклад чуть скромнее: в среднем в Минске за минуту эксплуатации машины просят около 30 копеек. В данном случае моя выгода примерно двукратная: отдаю 17,4 рубля вместо 33, которые пару дней назад заплатила за проезд по этому же маршруту таксисту.

Штраф за неправильную парковку — 25,50 рубля.
Фото автора

Каршеринг сильно упрощает жизнь. С ним легче, дешевле и комфортнее передвигаться по городу. Но у явления есть и негативная сторона. Все же человеческий фактор никто не отменял: с развитием популярности этого сервиса прямо пропорционально увеличивается число его нерадивых пользователей. Многие водители арендуют авто и вытворяют с ним что хотят. Мол, не свое — не жалко. Таких историй, к сожалению, хватает. 

Одним ноябрьским вечером 20-летний парень сел на каршеринговый Volkswagen и укатил на проспект имени газеты «Правда». Там в жилом дворе он разбил три автомобиля, чуть позже на улице Космонавтов — еще шесть. В крови у водителя было 1,78 промилле алкоголя. А вот еще случай: мужчина за рулем арендованного VW Polo повредил три легковушки. 

В июне легковушка с фирменными наклейками перевернулась — за рулем была девушка. К счастью, она не пострадала. А вот и свежий инцидент: на тусовочной улице Октябрьской 20-летний парень решил выделиться: стал дрифтить на парковке. Свое авто мучить было бы жалко, а выписывать красивые фигуры на машине каршеринга — да пожалуйста! На импровизированное автошоу сбежались люди: стали снимать на камеру. Вскоре водитель понял, что кино будет более остросюжетным, чем задумывалось изначально, — по вызову прибыли сотрудники ГАИ. 

Пользователи каршеринга лихачить любят. Объяснение простое: им дорога каждая минута, за которую надо платить.

Инспектор ДПС ГАИ Ленинского РУВД Минска лейтенант милиции Владимир Калиниченко, который тогда по вызову прибыл на Октябрьскую, рассказал подробности:

— Выяснилось: водительских прав у мужчины с собой нет, зато в крови есть 1,2 промилле алкоголя. В итоге сверх тарифа аренды авто он получил штраф 70 базовых величин — это 1785 рублей. Плюс лишился водительского удостоверения на 3 года. 

В ГАИ отмечают: самые популярные нарушения водителей каршеринга — неправильная парковка, несоблюдение скоростного режима и пьяная езда. Отправляемся в рейд.

Без прав на ошибку

Едем с экипажем ГАИ по проспекту Рокоссовского, нарушителей пока не видно. Заворачиваем во дворы — первый попался! Мужчина припарковал машину прямо на заезде в детский сад, куда, кстати, вот-вот должен приехать грузовик с продуктами. Через пару минут замечаем еще одно авто — легковушка брошена у самого подъезда жилого дома, посреди тротуара. Водителя поблизости нет. Что ж, придется авто эвакуировать.

— Штраф за неправильную парковку — 25,50 рубля. За повторное нарушение в течение одного года придется заплатить уже две базовые, или 51 рубль, — объясняет инспектор ГАИ Владимир Калиниченко. — Водителю самому придется заплатить 60 рублей за услуги эвакуатора. Еще — за штрафстоянку. Хранение авто на ней первые три дня стоит 7 рублей за сутки.


Едем дальше, чтобы проверить водителей на скорость. Пользователи каршеринга лихачить очень любят. Объяснение простое: им дорога каждая минута, за которую надо платить. Чтобы быстрее завершить поездку, арендаторы авто могут проехать на красный свет, пересечь двойную сплошную для разворота или просто вжимать педаль газа в пол на прямых участках дороги.

— Недавно передо мной пронеслась машина, по проспекту Рокоссовского она ехала со скоростью 120 километров в час, — вспоминает Владимир Калиниченко. — Любителей высоких скоростей ждет штраф до 15 базовых величин, в случае повторного превышения можно лишиться прав на вождение до одного года.

За время рейда в основном водители превышали скоростной порог на 10—20 км/ч. И это, заметьте, при виде сотрудников ГАИ! Что уж говорить о езде таких арендаторов на «чистых» улицах… Страшно представить.

— Кроме лихачей, каршеринг очень любят нетрезвые водители. Они думают, что их никто не остановит и не проверит, — инспектор ГАИ везет меня к участку дороги, где недавно задержал 27-летнего пользователя каршеринга. — В крови у него было 1,9 промилле. 

Мужчина шаткой походкой вышел из магазина с бутылкой вина в руке. Заметил машину ГАИ, но это его не остановило: на глазах у инспекторов он сел за руль и поехал. Хорошо, его удалось вовремя остановить. Сейчас за нетрезвое вождение предусмотрен штраф от 50 до 100 базовых величин, также лишение водительского удостоверения на три года. 

Владимир Калиниченко добавляет:

— Не всегда такое наказание людей останавливает. Мужчина сел за руль каршерингового авто пьяным, попал в ДТП. Заплатил штраф, лишился прав. Компания занесла его в черный список, аккаунт заблокировали. Он снова выпил и арендовал машину уже в другом сервисе. Поездка была недолгой: парень вылетел в кювет, в его крови было 2 промилле.

Если повторно сесть пьяным за руль в течение года, водителя привлекают к уголовной ответственности и конфискуют автомобиль — тот, на котором он едет, независимо от того, кому он принадлежит. В данном случае машину забирают у каршеринговой компании, которая, разумеется, не преминет выставить своему клиенту счет на круглую сумму — и будет совершенно права. Полностью застраховаться от таких случаев нельзя, ведь оператор не знает, что водителя лишили прав. Или человек может сесть за руль машины, которую арендовал его приятель, — такое, кстати, тоже бывает очень часто.

На высоких оборотах

В УГАИ МВД замечают: принципы использования каршеринга никак не отличаются от тех, что действуют для личного автомобиля. Соблюдение ПДД также обязательно для клиентов таких сервисов, как и для любого другого водителя. Водить машину ни в коем случае нельзя в состоянии алкогольного опьянения, необходимо соблюдать скоростной режим, который определен для города, и парковать авто строго в специально отведенных для этого местах.

По статистике, 90 процентов клиентов сервисов по краткосрочной аренде авто в нашей стране — мужчины. Каршеринговые службы уже обрисовали портрет современного нарушителя: это молодые люди в возрасте от 21 до 26 лет. Именно они либо жестоко обращаются с машинами каршеринга, либо злостно нарушают ПДД. В самой популярной минской службе, на балансе которой сегодня уже более 300 автомобилей, рассказали:

— Ответственность сторон достаточно подробно и понятно расписана на нашем сайте в разделе «Вопрос — ответ». Настоятельно рекомендуем пользователям почитать договор присоединения и пользовательское соглашение.

Придется ли клиенту каршеринга платить, если он попал в ДТП? Если авария произошла не по его вине, то ответственность не преду­смотрена. Если ДТП произошло по вине клиента без отягчающих обстоятельств, ответственность за повреждения автомобиля варьируется в рамках его тарифного плана. Каждый случай разбирается в индивидуальном порядке, на основании официального протокола и показаний участников аварии. В каршеринговой компании отмечают:

— Это важно: если ДТП совершено по вине водителя, который находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, совершено умышленно или с грубым нарушением ПДД, при повреждении машины, как следствие нарушения договора (соревнования, экстремальное вождение), ответственность за повреждения рассчитывается индивидуально и превышает порог ответственности, предусмотренный тарифным планом. 

…Плюсов и минусов каршеринга по-белорусски хватает. Но в силах самих пользователей сделать перевес в положительную сторону. Совместное использование машин в других странах уже давно называют эффективной мерой для уменьшения количества вредных выхлопов, заторов, снижения нагрузки на дороги и парковки. Так давайте не нарушать ПДД и соседствовать с владельцами личных авто, водителями общественного транспорта и пешеходами дружно.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter