На рынке труда России и Беларуси появились ВИП‑курьеры

Кто с коробом идет

Спрос на курьеров за время пандемии вырос в разы, рассказали «СОЮЗу» представители компаний по подбору персонала. Появились даже курьеры высшей категории, которые зарабатывают в месяц более 100 тысяч рублей.

С началом пандемии и в Беларуси, и в России гигантскими темпами начал развиваться сервис по доставке еды.
СЕРГЕЙ ФАДЕИЧЕВ / ТАСС

С июня 2020 года число вакансий для курьеров в России ежемесячно растет примерно на 20 процентов, сообщили в компании Head Hunter. Такая же динамика сохраняется и в начале этого года. «В январе 2021‑го в базе были размещены 7,1 тысячи вакансий, в феврале — 8,3 тысячи, что выше в 1,5 и 2,5 раза первых месяцев 2020 года соответственно», — говорит представитель агентства. 

В росте спроса на курьеров нет ничего удивительного — выросшее число компаний по предоставлению курьерских услуг привлекает и продвигает все больше таких специалистов. До 2020 года число компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся в России курьерской деятельностью, держалось в районе 5,9—6 тысяч, а в первом квартале 2020 года количество таких предприятий выросло с 5,8 до 6,3 тысячи, рассказывает Владимир Савельев, аналитик компании «Контур», предоставляющей сервисы для бизнеса. 

Где записывают в курьеры 

Курьер — в тройке самых популярных занятий для подработки, рассказал «СОЮЗу» коммерческий директор сервиса по подбору персонала «Работа.ру» Владимир Корицкий. «Чаще курьерами становятся мужчины, так как работа требует физической подготовки и выносливости». 

«При этом курьером может стать человек любого возраста», — заметил он. По данным Head Hunter, мужчин среди курьеров более 80 процентов. По возрасту преобладают сотрудники от 18 до 30 лет, таких около 40 процентов. Немало также курьеров в возрасте от 30 до 40 лет — 26 процентов. Работа курьером не требует специальной квалификации. Потому в этой сфере до пандемии было занято немало выходцев из Средней Азии. Выросший спрос на курьеров поменял расстановку сил. Сейчас в курьеры идут студенты, отправленные на дистанционное обучение, пенсионеры, желающие подработать, и работники временно остановившихся предприятий. 

«Курьеры делятся на две группы. Есть те, для которых это занятие стало способом выживания и зарабатывания денег. А для других — просто некое развлечение и дополнительный заработок на период пандемии», — заметил в разговоре с «СОЮЗом» заведующий центром анализа социальных программ и рисков НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. «Помнится, ко мне приезжал курьер‑повар, который подрабатывал в период жестких ограничений деятельности предприятий общественного питания, — рассказал он. — А к друзьям, например, приехал курьер на профессиональном велосипеде стоимостью около 200 тысяч рублей и сказал, что он так тренируется для шоссейных гонок». 

Свою «курьерскую нишу» занимают представители разных социальных групп. А работодатели уже указывают в вакансиях формат деятельности: пеший курьер, на велосипеде или за рулем личного автомобиля. Можно подобрать и график работы — полную занятость или разовые поручения. А еще работодатели стали предъявлять определенные требования. Например, курьеры должны обладать навыками быстрой ориентации в пространстве и на местности. 

Особой приметой времени стали вип‑курьеры. «Во время пандемии многие люксовые бренды и компании, продающие дорогостоящие товары, также перешли на дистанционное обслуживание клиентов и сформировали определенный сегмент высоко­оплачиваемых курьеров», — рассказали в Head Hunter. Как правило, речь идет о доставке брендовой одежды, косметики и парфюмерии, бытовой или аудиовидеотехники класса премиум, а также еды и продуктов из сетей верхнего ценового уровня. 

Почем кадры

Доходы прежде всего зависят от выбранного графика работы и количества выполненных заказов. Так, например, за несколько праздничных дней курьер может заработать 10—15 тысяч рублей. Работающие посменно курьеры на доставке продуктов питания зарабатывают около 25 тысяч рублей в месяц в столичных центрах и в регионах. Но это нижний сегмент. 

В среднем сегменте курьеры в месяц получают около 50 тысяч рублей, а вот в верхнем курьер может зарабатывать от 130 тысяч рублей в месяц. Таким «специалистам» доверяют доставку люксовых брендов на личном автомобиле. 

Отношение в обществе к курьерам неоднозначное. Конечно, эта «профессия» во многом тупиковая, говорит Смирнов. Даже если кому‑то удается заработать определенную сумму и сменить велосипед на автомобиль, все равно нет возможности повышения квалификации. Однако высокая потребность в курьерах, безусловно, сохранится. За время карантинных ограничений многие привыкли к новому стилю жизни и экономят время, не посещая магазин. По мнению эксперта, к нам пришла некая новая технология, частью которой стали курьеры.

Евгений Гайва

egayva@rg.ru

КАК В БЕЛАРУСИ

КУРЬЕРОВ в Беларуси называют по‑разному — водитель‑экспедитор, кладовщик‑курьер, курьер‑комплектовщик, просто водитель или просто курьер. Что интересно: в базе государственной службы занятости страны всего пять (!) чисто курьерских вакансий. 

Небольшие компании приветствуют в первую очередь курьеров с собственными автомобилями. Но, например, крупные торговые сети действуют с точностью до наоборот. Так, крупнейший онлайн‑гипермаркет страны предлагает в Минске водителю‑экспедитору работу в привязке к одному из трех логистических центров, в обязанности входит вождение автомобиля компании, сопровождение и доставка груза клиентам, работа с покупателем, кассовым оборудованием, документацией. Наличие грамотной речи, коммуникабельности, опрятного внешнего вида, внимательности и водительской медицинской справки обязательно. Зарплата — ориентировочно 1, 5—2,7 тыс. белорусских рублей (42,6—76, 8 тыс. российских). В компании говорят, что лучший по итогам января водитель‑экспедитор заработал 3271 белорусский рубль (93 тыс. российских).

С началом пандемии в стране гигантскими темпами начал развиваться сервис по доставке еды из кафе и ресторанов. Крупнейшая в столице служба такого рода предлагает потенциальным курьерам еженедельный заработок от 200 до 450 белорусских рублей (5,7—13 тыс. российских) — сумма зависит от количества выполненных заказов, рабочих смен и размера премии. Найдется дело и безработному, и тем, кто ищет добавку к семейному бюджету, и студенту, и старшекласснику. Еду можно доставлять на своем либо казенном автомобиле, мопеде, мотоцикле, велосипеде или пешком. При этом наниматель обещает официальное оформление на работу с больничным, отпускными и так далее.

Сам общепит тоже перестроился, и брендированных автомобилей с названием сетевых заведений — пруд пруди. К примеру, одна из известных минских сетей пиццерий предлагает аж пять вариантов работы доставщиком. В месяц в зависимости от интенсивности работы можно получить до трех тысяч белорусских рублей (около 85 тыс. российских) до вычета. Пеший курьер может заработать 400—800 белорусских рублей (от 11 до 23 тыс. российских) без учета налогов. Вычеты по итогам месяца также нередки, причем штрафы могут быть существенные. Кстати, именно из‑за этого конкурс на место курьера существует далеко не у всех компаний.

Среднестатистический курьер в Беларуси сегодня — это молодой человек 22—30 лет с собственным либо арендованным автомобилем, образование — неоконченное высшее (студент, рабочий, служащий), занимается доставкой в свободное от основной работы или учебы время, средняя зарплата в будний день при хорошем раскладе — от 50—70 белорусских рублей (от 1420—2000 российских).

В будущем конкуренцию белорусским курьерам‑доставщикам могут составить дроны. В конце 2019 года сервис доставки продуктов беспилотником был протестирован в одном из районов Минска. Увы, зона полетов для тестирования услуги была ограничена несколькими кварталами в частном секторе, но в будущем авторы идеи не исключают доставку заказов жителям многоквартирных домов.

Александр Нестеров

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter