Юных велосипедистов нужно учить безопасной езде

Крути педали с умом

Сколько сегодня в Беларуси велосипедистов — никто не считал. Но как только начинаются летние каникулы, кажется, крутят педали едва ли не все. При этом подростки не всегда понимают, что, как и любая техника, велосипед — это средство повышенной опасности. И поэтому специалисты в это время активно занимаются профилактикой детского травматизма. До 5 июня, например, по всей стране Госавтоинспекция проводит акцию "Внимание - дети!".

Фото: Александр Стадуб

Не остаются в стороне и сами учреждения образования, центры по безопасности дорожного движения. В школах, особенно минских, есть отряды юных инспекторов дорожного движения, работают волонтерские клубы, где старшие обучаются езде на велосипедах сами, а потом обучают младших. И результат заметен. По статистике из 10 ДТП ребенок виноват только в 3-4 случаях. Но число юных велосипедистов в стране растет. Даже возле школ велопарковки уже не редкость. А значит эта проблема всегда должна быть в поле зрения, считает старший инспектор отдела по агитации и пропаганде ГАИ Мингорисполкома Вероника Романькова и цитирует ПДД:

- Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. И только при отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части (в один ряд не далее 1 метра от ее правого края). Впрочем, выезжать на дорогу без сопровождения взрослых даже в этих случаях можно только с 14 лет.

В свою очередь руководитель центра "Безопасное детство" Минского государственного дворца детей и молодежи Елена Волчек отмечает и интерес к этой теме со стороны самих ребят:

- С июня по август мы проводим бесплатные познавательные программы для всех минских школ. Обучаем учащихся разного возраста фигурному вождению и езде на велосипеде в условиях, приближенных к реальным. Не поверите: у нас постоянно аврал. 5-6 групп из разных учебных заведений в день, до 30 человек в каждой.


К сожалению, "фигуристы" на улицах встречаются разные. В велошколе Минского велосипедного общества, волонтеры которой также проводят в городе бесплатные велоуроки для желающих, обращают внимание, что 10-15-летние велосипедисты нередко ведут себя крайне рискованно.

- Подростки порой просто не понимают, что своими действиями создают опасные ситуации во время движения. Не только для себя, но и для других, — говорит координатор проекта Максим Каплунов.

Например, когда едут по велодорожке, не держась за руль, что, кстати, запрещено ПДД. Или устраивают слалом рядом с пешеходами.

Один из энтузиастов городского велодвижения Дмитрий Жукович, учитель истории средней школы № 81, который уже несколько лет собирает своих учеников и их родителей на велопробеги по Минску, а летом организует для старшеклассников велопоходы, называет и другие "болевые" моменты. Велосипедисты пролетают на огромной скорости мимо остановок общественного транспорта. Совершают резкие повороты, не убедившись в отсутствии опасности. Катаются на велосипедах в наушниках. А в числе самых актуальных проблем эксперты называют пересечение проезжей части по пешеходному переходу. По правилам в местах, где не обозначены велопереезды, велосипедист должен спешиться и   вести транспортное средство в руках рядом с собой. Но это требование ПДД подростки обычно игнорируют.

Что касается защитной экипировки для велосипедиста, ее использование носит рекомендательный характер. Покупать своему ребенку шлем или нет — взрослые решают сами. Сотрудники веломагазинов отмечают: ответственные родители на этом уже не экономят. Шлем и перчатки приобретают для детей вместе с велосипедом примерно в 30% случаев. Некоторые даже наколенники, налокотники спрашивают. А вот катафоты на велосипедах по белорусскому законодательству должны быть непременно: спереди белый, сзади красный и по одному оранжевому на каждом колесе сбоку. Опыт показывает, что при применении световозвращающих приспособлений количество пешеходов, пострадавших в ДТП в условиях недостаточной видимости, снижается в 3-5 раз. Именно поэтому специалисты рекомендуют велосипедистам в темное время суток при движении по проезжей части использовать и светоотражающие жилеты, и обувь с подсветкой. В дополнение к фонарям, которые должны быть спереди белого цвета, сзади — красного: когда темно, их обязательно надо включать.

Кстати

На что в первую очередь обращать внимание при выборе детского велосипеда? Специалисты рекомендуют: на соответствие росту ребенка.

- Основное отличие детских велосипедов — диаметр колеса. 12 дюймов — для самых маленьких, 16 — для детей ростом от 100 см, 20 — от 118. 24-ые колеса считаются уже подростковыми — от 130 см, — комментирует продавец-консультант магазина "Велостайл" Дмитрий— Но у некоторых производителей и эти параметры могут отличаться. Поэтому самое правильное при выборе велосипеда для ребенка — приходить в магазин вместе с ним. Не просто смотреть, а садиться, пробовать. Главное правило: сидя на сиденье, ребенок кончиками пальцев обеих ног должен доставать до земли. В таком случае при остановке он не будет бояться упасть.

 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter