«Развивать велодвижение – это не только строить дорожки». Представители Минского велосипедного общества рассказали о новой концепции

Велобум не наобум

В конце февраля постоянная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров приняла концепцию развития велосипедного движения в нашей стране. Председатель Минского велосипедного общества Павел Горбунов и директор общественного объединения Анастасия Янчевская рассказали, в чем важность нового документа, какие планы строят на будущее, а еще поделились мечтой о 70-километровой трассе в черте города.


Было 300 тысяч, стало – 800

В середине марта Минское велосипедное общество отпразднует семилетие. За это время общественное объединение организовало и поддержало десятки проектов. Анастасия Янчевская вспоминает некоторые из них:

– В этом году продолжим акцию «Деловой велосипед». Суть в том, чтобы заинтересовать сотрудников и студентов пересесть из автомобилей и общественного транспорта на велосипеды. Мы сотрудничаем с крупными компаниями и университетами, просим, чтобы они предоставляли бонусы инициативным ребятам. Стараемся помочь и тем, кто не умеет ездить на двухколесном. Открыли велошколу, любого желающего за три-четыре занятия научим держать баланс.

Но движение развивается не только на городском уровне. Поручение о создании концепции в июне 2017 года дал вице-премьер Анатолий Калинин. Разработку документа вверили Министерству транспорта и коммуникаций. К выполнению задания подключились Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, областные и районные исполнительные комитеты, другие экспертные организации, среди которых Минское велосипедное общество. Председатель Павел Горбунов уверен, что принятие концепции выведет велодвижение в стране на новый уровень:

– У документа три главные цели: к 2030 году уменьшить количество ДТП с участием велосипедистов, увеличить долю поездок на велосипедах и создать оптимальные условия для развития велотуризма. В нашей стране по-прежнему сохраняется тренд на автомобилецентричность. Этот тупиковый путь прошла большая часть стран Западной Европы. Нам нужно ориентировать население на другие ценности.

В Минском велосипедном обществе заметили, что бум на экологически чистый способ передвижения начался после 2010 года. По статистике общественного объединения, на тот момент только 0,07 процента от всех поездок приходилось на двухколесный транспорт, сейчас показатель превысил один процент. Павла Горбунова положительная динамика радует, он считает вполне реальными цифры, которые заложены в новой концепции:

– В городах с численностью более 50 тысяч планируется довести показатель до десяти процентов – средняя цифра для стран Европейского союза. В 2010 году в Минске было 300 тысяч велосипедов, в 2017-м – 800 тысяч, столько же на дорогах и автомобилей. Рост связан с трендом на здоровый образ жизни. Есть и те, кто выбирает велосипед по экологическим соображениям.

Павел Горбунов и Анастасия Янчевская

Парковку у метро желаете?

В 2011 году в Минске приняли городскую программу по развитию велодвижения. В ней прописаны основные направления и цели. Первые результаты работы уже есть. Так, из 500 километров запланированных велосипедных путей проложено 140, а по количеству поездок реальные цифры превзошли ожидания. Что же будет сделано в стране по новой концепции? Павел намечает несколько векторов работы:

– Все почему-то думают, что для развития велодвижения достаточно построить специальные дорожки, но это не так. Если власти не знают, с чего начать, стоит обратить внимание на высоту бордюров. Хороший пример – дороги в Орше, где давно позаботились о комфорте тех, кто предпочитает автомобилям велосипеды. Вторая по важности проблема – хранение. В больших городах нужно строить гаражи, предоставлять студентам возможность оставлять велосипеды на специально оборудованных площадках возле общежитий или внутри зданий. Не стоит забывать и о парковках – только в этом году возле станций метро хотим установить 15 новых, и эта задача вписана в городские планы на текущий год.

Вместо круизеров – электровелосипеды

Особое внимание в концепции уде­лено созданию усовершенствованных конструкций велосипедов. Вполне вероятно, что скоро на улицах вместо привычных круизеров и горников появятся модели с электродвигателем. Отдельный пункт посвящен безопасному поведению на дороге: профи­лактические работы с нарушителями ПДД, дополнительные занятия с несовершеннолетними. Единственный минус концепции председатель Минского велосипедного общества Павел Горбунов видит в декларативности документа:

– Важно, чтобы областные и городские власти серьезно отнеслись к составлению планов по развитию вело­движения в регионах, чтобы в состав рабочих групп входили велосипедисты, они подскажут, в каком направлении двигаться. Хочется, чтобы следующим шагом была национальная программа, стратегия. Она может быть не только велосипедной, а входить в пакет более широкого плана городских транспортных мобильностей.

В ближайших планах у Минского велосипедного общества – предложить создание двух дорожек: от Национальной биб­лиотеки до улицы Столетова и от Националки до Цнянского водо­хранилища:

– Еще в городе не хватает «зеленого» маршрута. Мы даже знаем место, где его можно проложить, – по уже существующему водно-зеленому кольцу. Общая протяженность велотропы – 70 километров. Надеемся, к 2025 году сумеем реа­ли­зовать задуманное. Такая трасса была бы минской фишкой. С прошлого года при поддержке Евросоюза реализуем проект «Городское велодвижение в Беларуси». Эксперты помогают разобраться, какие шаги нужно сделать для развития велодвижения в стране в целом, в крупных и малых городах в частности.

А КАК У ВАС?

Владимир Красько, директор информационно-просветительского движения «За вело Брест»:

– Опросив население и собрав мнения велосипедистов, вместе с Минским велосипедным обществом и экспертами из Люблина мы создали план желаемой схемы велодорожек. Стараемся решить вопрос хранения транспорта. Местным властям предложили строить крытые парковки и для велосипедов, и для колясок. В этом году Брестский горисполком запускает пилотный проект по прокату. В центре города установят шесть станций, в каждой будет по десять великов. Планируем наладить сообщение между микрорайонами.

Юлия Коледа, председатель правления общественного объединения велосипедистов «ВелоГродно»:

– Начинать работу нужно с анализа инфраструктуры и движения велосипедистов. В Гродно мы уже провели оценку количества дорожек и парковок. Продолжим изучение велотрафика в городе, определим, по каким улицам чаще всего передвигаются, чтобы улучшить состояние дороги, уменьшить высоту бордюра. Следим за проектированием новых микрорайонов, рассматриваем проекты, которые выносятся на общественное обсуждение, и контролируем наличие велодорожек на дорогах.

lavrinovich@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter