Крепче за лицензию держись, таксист

Сомнительная  «кухня»  маршруток  стала  известна  корреспонденту  «Р»  после  дежурства  с  транспортной  инспекцией

Сомнительная  «кухня»  маршруток  стала  известна  корреспонденту  «Р»  после  дежурства  с  транспортной  инспекцией

Мы в микроавтобусе транспортной инспекции преследуем нарушителя — первый раз, надо сказать, участвую в настоящей погоне. Маршрутка, проигнорировав требование инспектора остановиться, лихо маневрирует в потоке машин. «Водитель-профи» не раз выскакивает на встречную полосу. Пытается оторваться от погони, скрывшись за грузовиком...

Но с двадцатью пассажирами далеко не уйдешь – пришлось «сдаваться». Пойти на риск водителя заставил серьезный проступок – выдача пассажирам фальшивых, или контрольных, билетов. Далеко не все знают, что на настоящем билете обязательно должна быть надпись – «фискальный». 

— Дал талон — и хорошо. Я даже не подозревала, что так можно обманывать людей, — признается пассажирка Ирина. 

— Фискальный билет откладывается в памяти кассового аппарата, — поясняет Олег Якшевич, начальник филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. — Отсюда и получается сумма выручки, которую нужно сдать в конце дня. 

Если верить показаниям кассового аппарата, смекалистый водитель перевез за четыре часа работы всего несколько пассажиров. Остальные деньги через кассу не прошли.  Штраф за такое самоуправство составляет 124 тысячи рублей. Два грубых нарушения и — прощай, лицензия. 

В этом году уже два частника лишились права заниматься прибыльным делом. Только на Минщине сотрудниками отдела контроля транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси составлено 70 протоколов. 18 – на водителей такси за работу с выключенным таксометром. Остальные «прокололись» на перевозке безбилетников. Но это не значит, что пассажир не оплатил проезд. «Заяц», как известно, в маршрутном такси не прокатится – уж больно хорошо наметан глаз у водителя. Нетребовательных пассажиров либо просто не обилечивают, либо заменяют настоящие талоны контрольными. Определить, кто же виноват в такой ситуации — водитель или же его работодатель, трудно. Ведь нарушение выгодно обоим – можно и деньги в карман положить, и налоги заплатить поменьше. 

За пару часов нашего дежурства с транспортной инспекцией в районе торгового дома «Ждановичи» было проверено двенадцать машин. Два водителя маршрутных такси попались с выдачей ненастоящих билетов, один – с неправильно заполненным путевым листом. Дальше проводить проверку на этом маршруте бессмысленно – все водители уже предупреждены по телефону «пострадавшими». Некоторые, заметив яркие полоски на жилетах инспекторов, предпочли остановиться заранее, чтобы успеть раздать пассажирам билеты. 

— Поэтому самый эффективный способ проверки – подсадка, — рассказал нам Николай Колонцов, специалист первой категории, сотрудник филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области. – Подсев в маршрутку как обычный пассажир, инспектор следит за всеми нарушениями. После такой проверки преступник сухим из воды не выйдет. 

Так обычно проходит рабочий день транспортной инспекции. Его сценарий редко отличается от сюжета кассового боевика – погони, недовольства нетрезвых пассажиров, составления протоколов и актов. Пристальное внимание к маршрутным такси вызвано прежде всего тем, что именно водители таксичек нередко становятся участниками ДТП. 

— В Минске ежедневно более тысячи частных машин выезжает на работу, 3459 лицензионных карточек выдано таксистам, — рассказывает Олег Якшевич. – Транспорт частный, поэтому люди, стремясь заработать больше денег, забывают и о безопасности дорожного движения, и о качестве обслуживания пассажиров. Кроме того, предприниматели, которые приходят работать на рынок транспортных услуг, иногда даже не имеют достаточной квалификации. 80 процентов занятых в этом бизнесе никогда не были связаны с пассажирскими перевозками. Специалистами в этом деле они становятся после прохождения недельных курсов. За прошлый год по Минску и Минской области изъято сорок  три лицензии. 

Однако такие проверки не проходят даром. В этом году уже наполовину уменьшилось количество желающих преступить закон. В прошлом месяце инспекторы были приятно удивлены рекордному сокращению нарушений. Практически исчезли перевозки без лицензий и страховок. Но, как рассказал Дмитрий Петрутик, специалист первой категории, сотрудник филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области, головной болью проверяющих по-прежнему остается выпуск на линию машин с неправильно оформленными путевыми листами, несоблюдение частниками режима работы и отдыха и все те же контрольные билеты. 

На снимке: рабочий день транспортной инспекции. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter