Койдановцы были первыми

18 февраля 1930 года в местечке Койданово (ныне Дзержинск) начала работать первая в Белоруссии машинно-тракторная станция. Она позволила более рационально использовать сельскохозяйственную технику, которая пришла на помощь колхозам

Первая машинно-тракторная станция на просторах СССР организована в 1928 году в Украине на базе тракторной колонны совхоза имени Шевченко Березовского района Одесской области. Их количество быстро увеличивалось: если в 1928-м было только 6 МТС, то к ноябрю следующего года — 98, весной 1931-го — 1229, в 1932 году — 2446.

В январе 1930 года Бюро ЦК КП(б) Белоруссии поручило Совету Народных Комиссаров БССР определить места и количество МТС в республике. 4 февраля того же года Народный комиссариат земледелия получил сообщение о выделении для республики одной станции. Было принято решение о ее размещении в одном из районов Минского округа. На это право претендовали два района — Койдановский и Плещеницкий.

В феврале того же года бюро Минского окружного комитета КП(б)Б приняло постановление об организации машинно-тракторной станции в пограничном Койдановском районе. Она открылась 18 февраля 1930 года. Эта дата и считается днем организации Койдановской МТС — первой МТС в Белорусской ССР.

В штат станции входили три агронома, три механика, шесть старших и семьдесят два младших тракториста, два слесаря, два кузнеца, бухгалтер, кладовщик, шофер, деловод-машинистка, конюх, два сторожа и курьер-уборщица. Первыми механизаторами были В. Вазап, И. Васюк, Н. Демидович, М. Крачковский, С. Лычковский, К. Маковский, И. Русак, К. Третьяк, В. Шотт, К. Шумский и другие. До 1938 года в МТС механизатором работал М. Гармоза, который потом стал Героем Советского Союза.

Строительство первой МТС в Койдановском районе обусловлено рядом причин: район в основном был мелкопоселковым, со значительной кулацкой прослойкой и большим количеством хуторских хозяйств. Кулаки и зажиточные крестьяне выступали против коллективизации, не желая отдавать в «общий котел» свои добротно возделанные земли, сельскохозяйственный инвентарь, домашний скот. В результате в районе происходили массовые аресты и репрессии противников коллективизации сельского хозяйства. К тому же пограничное положение района требовало превращения его колхозов в образцовые социалистические сельские хозяйства.

Начало созданию МТС положили курсы механизаторов, организованные Койдановским РК КП(б)Б и райисполкомом. На них принималась молодежь с образованием не ниже четырех классов, и в первую очередь — дети бедняков. Первый выпуск курсантов составил 128 человек, из них 35 — девушки.

Первым    трактористом    станции    стал С. Валаханович. Тракторист Н. Соболевский возглавил женскую тракторную бригаду, в которую вошли сестры Л. и Э. Валаханович, Н. Громович, Н. Лойко, Л. Налетка и другие.

5 апреля 1930 года прибыла первая партия американских тракторов «Джон Дир». Существенную помощь в их поставке оказал американо-еврейский распределительный комитет «Джойнт». Определенную роль в этом сыграли писатели и литературоведы братья Рейзины, которые родом из местечка Койданово и до 1930 года часто посещали родные места.

11 апреля 1930 года 33 трактора были готовы к полевым работам. Уже на следующий день перед отправкой их в колхозы Койдановского района на усадьбе МТС состоялся многолюдный митинг.

В хозяйства пограничной Негорельской зоны направили 10 тракторов. Прибытие колонны техники многие встречали с большим энтузиазмом. «Такой встречи Негорелое еще не видело», — телеграфировали в местечко Койданово. Молодых механизаторов приветствовали в деревнях Колодники, Мельковичи, Мостище и других населенных пунктах. Крестьяне смотрели на тракторы, как на своих избавителей от бедности, и, воочию убедившись в преимуществе механизированной обработки земли, прямо в поле на крыле трактора писали заявления о вступлении в колхоз. Во время весеннего сева 1930 года более 90 крестьянских хозяйств присоединились к колхозам.

При этом в работе МТС имелись и свои трудности. Молодые трактористы еще неопытные, не хватало запасных частей к машинам (34-й трактор из первой партии прибывших в МТС пришлось разобрать на запасные части), инструкция по эксплуатации техники была написана на английском языке. Тем не менее к работе все относились ответственно. Трактор Надежды Громович, например, загряз в болоте. Целую ночь женщина сторожила его, но машину не оставила без присмотра. А Надежда Лойко потеряла пробку от бензобака. Долго ходила по полю в поисках пропажи, пока ей не помогли подруги. В бригаде работали 16 девушек, в том числе 9 членов комсомола.

Молодые механизаторы с честью преодолевали все трудности. Им угрожали засыпать глаза песком, воровали солярку, не пускали на поле, становясь перед трактором, даже ночевать не отпускали. Но техника продолжала работать, а трактористы перевыполнять нормо-смены.

17 мая 1930 года на заседании президиума Койдановского райисполкома для строительства МТС выделили участок пустыря размером 35 гектаров — от железнодорожной станции Койданово в сторону центра местечка. Для МТС построили гараж на 250 тракторов, цеха — машинный, разборки и сборки тракторов, радиаторный, сельскохозяйственный, инструментальный, механический, кузнечный, деревообрабатывающий, сварочный, склад для запасных частей, электроотделение и котельную.

Радиус деятельности станции из 20 плановых километров был увеличен до 30. Станция обслуживала 35 колхозов и 5 совхозов общей площадью 16 тысяч гектаров, оказывала помощь соседям из Самохваловичского и Заславльского районов.

О значении Койдановской МТС в момент ее создания и деятельности можно судить по такому факту. С 15 января 1929 года, выхода первого номера, районная газета называлась «Чырвоны койданавец». После организации МТС в 1930—1931 годах она получила название «Трактор». Этим самым подчеркивались большой авторитет и надежда на налаживание лучшей жизни в связи с деятельностью в районе МТС.

На 1 ноября 1930 года тракторный парк МТС имел 33 трактора, 69 рядовых сеялок, 12 сложных молотилок, 12 сортировок, 15 культиваторов, 10 тракторных площадок, 1 полугрузовой автомобиль, полный комплект прицепных орудий и борон «зиг-заг». Нарейковский, Байдацкий, Ляховичский и другие сельсоветы благодаря деятельности машинно-тракторной станции были коллективизированы на 40—50 процентов. Соответственно посевные площади района с 37246 гектаров в 1929 году возросли до 65310 в 1932-м.

Техника Койдановской МТС продолжала «агитировать» за колхозы. 25 февраля 1931 года все жители поселка Круки Новосадского сельсовета вступили в колхоз «Новая жизнь». В конце февраля жители деревни Скоробогатовщина Путчинского сельсовета постановили «целиком влиться в колхоз «1 Мая». Койдановская МТС сама организовала 20 колхозов: около 600 крестьянских хозяйств стали под флаг коллективизации.

Из года в год станция пополнялась новой сельскохозяйственной техникой, оборудованием, строились новые производственные помещения. По состоянию на 1936 год колхозы, МТС, совхозы, предприятия и организации Дзержинского района имели 25 грузовых и 10 легковых автомобилей. В сельской местности и в городе насчитывалось 500 велосипедов. По техническому оснащению Дзержинская МТС в 1940 году занимала одно из первых мест в БССР. В ней были тракторы как отечественных марок — «Красный путиловец», «МТЗ-142», «Интернационал», «Универсал», «Фордзон-Путиловец», так и зарубежных — «Джон Дир», «Катерпиллер», «Кейс», «Ойль-Пуль».

Сельскохозяйственное производство переходило на научную основу, удалось механизировать многие трудоемкие работы. В 1932 году была создана Путчинская МТС, а через пять лет на базе совхозов организованы еще две МТС — Негорельская и Фанипольская. В мартовском 1937 года постановлении СНК БССР и ЦК КП(б)Б отмечалось, что в Дзержинском районе в 18 колхозных деревень добровольно переселились 290 семей, которые проживали на хуторах. Не последнюю роль в этом сыграла и практическая деятельность машинно-тракторных станций района.

Волна репрессий, которая прокатилась по Советскому Союзу, затронула и коллектив работников Дзержинской МТС. По неполным данным, на станции было арестовано более 20 человек. Им инкриминировалось проведение антисоветской, антиколхозной агитации, шпионаж в пользу Польши, контрреволюционная деятельность и даже высказывание сочувствия в связи с арестом и судом Н. Бухарина, А. Рыкова, М. Тухачевского и других видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства.

На начало 1941 года в Дзержинском районе насчитывалось 111 колхозов, 4 МТС — Дзержинская, Негорельская, Путчинская, Фанипольская, в которых имелось 112 колесных и 137 гусеничных тракторов, 38 комбайнов и много другой сельскохозяйственной техники.

Несмотря на послевоенную разруху и трудности, МТС оснащалась новыми сельскохозяйственными машинами. Уже весной 1945 года были получены два комбайна, тракторы, в 1951-м — 19 тракторов, 16 самоходных комбайнов, 25 тракторных сеялок, 30 культиваторов, другая сельскохозяйственная техника.

В 1958 году все МТС реорганизовали в ремонтно-технические станции (РТС). На базе дзержинских РТС в 1961 году организовано Дзержинское районное объединение «Сельхозтехника». За высокие показатели по внедрению передовой технологии добычи торфа механизированный отряд объединения удостоен права участвовать на ВДНХ СССР. Многие механизаторы, в том числе управляющий объединением В. Шаблюк и начальник механизированного отряда И. Голиков, награждены бронзовыми медалями ВДНХ СССР. А по результатам работы за 1-й квартал 1967 года районное объединение заняло 1-е место в БССР и получило переходящее Красное Знамя Совета Министров БССР, Белсовпрофа и денежную премию.

Объединение «Сельхозтехника» стало в республике инициатором улучшения заготовки органических удобрений и фрезерного торфа для подстилки скоту. По этим вопросам в объединении состоялось Всесоюзное совещание. В 1969 году на здании районного объединения «Сельхозтехника» была установлена мемориальная доска.

В феврале 1980-го Дзержинское районное объединение «Сельхозтехника» широко отметило 50-летие организации Койдановской МТС. Тогда же открыли Музей истории и трудовой славы «Сельхозтехники». Первым трактористам Койдановской МТС посвящен документальный фильм «Час моей памяти».

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?