Каким должен быть государственный контроль за состоянием экономики?

Контрольный вопрос

Доверяй, но проверяй! Кто не знает? Контролирующие органы позволяют государству следить за состоянием экономики, развитием различных общественных процессов и быстро принимать необходимые действия в случае возникновения проблем. Бесконтрольность обычно порождает безответственность, но и чрезмерное затягивание гаек чревато срывом резьбы. Как же найти разумный баланс? С таким вопросом мы обратились к нашим экспертам.



НЕ НАДО МЕЛОЧИТЬСЯ


Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, кандидат экономических наук

Французское сочетание cont rol обозначает сопоставление должного заранее установленному. Следовательно, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки с целью оценки эффективности принимаемых управленческих решений и результатов их выполнения.

Поскольку государственный контроль осуществляется госорганами, его следует рассматривать как одну из форм реализации власти. Причем этот принцип не является нашим “местечковым” изобретением. В частности, в Великобритании, которая исторически является родиной современных рыночных отношений, еще в 1314 году была введена должность Генерального контролера государственной казны Англии.

Современные принципы госконтроля были приняты в 1977 году в Лиме на IX Конгрессе Международной организации высших контролирующих органов (INTOSAI). Конгрессом дано следующее определение: “Контроль — это не сама цель, а неотъемлемая часть системы управления, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принимать корректирующие меры в отдельных случаях, привлекать виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществлять мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем”.

Таким образом, в любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. А степень госконтроля определяется уровнем развития рыночных отношений. Поэтому нужно формулировать проблему не в части “что лучше для экономики — усиление или ослабление деятельности контролирующих органов”, а что надо делать, чтобы обеспечить их должную эффективность.

Для налоговых инспекций таким результатом являются суммы доначисленных налогов по итогам проверок. При этом эффективность подразумевает использование наименьшего объема средств для достижения заданных результатов или же достижение наилучшего результата при определенном бюджетом государства объеме средств.

Например, эффективность работы высшего органа финансового контроля США, функцию которого с 1921 года выполняет главное контрольно-финансовое управление (U. S. GAO), в 2010 году составила 49,9 млрд долларов, или 87 долларов на 1 доллар, потраченный на обеспечение деятельности управления.

В нашей стране на этапе развития отношений в сфере налогообложения необходимо искать не только новые, но и развивать существующие организационно-правовые механизмы. Среди них я отметил бы мониторинг. Он коренным образом отличается от проверочных мероприятий, потому что направлен прежде всего на предупреждение, профилактику правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности путем установления сотрудничества, открытого диалога с бизнес-сообществом. Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности.

Государство, создавая условия для занятия предпринимательской деятельностью, вправе рассчитывать на то, что субъекты будут осуществлять ее в рамках, очерченных законом, то есть добросовестно исполнять налоговые обязанности, представлять достоверную информацию об учредителях, месте нахождения. Не случайно во всем мире в настоящее время все чаще делается акцент на необходимости осознания предпринимателями своей социальной ответственности.

Безусловно, должен меняться и сам подход к осуществлению госконтроля. Приоритетным направлением должны стать именно рекомендации INTOSAI. А не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения целым рядом ведомств, наделенных соответствующими полномочиями, доведенного до них “плана”.

ПРОВЕРКА В ПОМОЩЬ


Владимир Поплыко, доцент кафедры экономической политики БГЭУ, кандидат экономических наук


Перед нашим государством стоит множество вызовов, в том числе проблемы эффективности использования государственной собственности, выполнение долговых обязательств, снижение результативности хозяйственной деятельности госорганизаций, рост теневой экономики и нерегистрируемой предпринимательской деятельности. Поэтому институтам власти необходимо реализовывать функции регулирования, стимулирования и контроля.

В стране различаются следующие виды государственного контроля: президентский, контроль органов законодательной и исполнительной властей, контроль органов судебной власти и силовых структур. Из плана надзорной деятельности КГК на нынешний год следует, что будет проверена каждая четвертая организация. Максимальный удельный вес контрольных процедур предусматривается в Могилевской области — 40 процентов от их количества, в остальных — от 36 до 38 процентов.

Но сегодня практика такова, что контрольные мероприятия не приносят радости и удовлетворения тем, кого проверяют. И связано это прежде всего с тем, что чаще проверяющие выбирают не ту позицию при проверке организаций. Не понимают многие контролеры, что проверка — не самоцель. Ее задача — изучить положение дел в организации, сравнить полученную информацию с заранее определенным эталоном, выявить причины недостатков и квалифицированно помочь директору и коллективу устранить их. Контроль должен содействовать достижению положительного результата, помогать организации добиваться поставленной цели — роста доходности и положительной результативности.

Надо отметить, что проверка — всегда взаимодействие двух сторон, каждая из которых должна придерживаться определенных норм. А самое главное — с уважением относиться друг к другу. Ведь любая погрешность проверяющего вызывает недоверие к результатам проверки, к их объективности, наносит не только моральный вред репутации государственного контролирующего органа, но и снижает эффективность работы предприятия. Это связано с отвлечением сотрудников от выполнения функциональных обязанностей, с выполнением дополнительной неоплачиваемой работы, а в отдельных случаях может привести к прерыванию производственного процесса. Важно соблюсти баланс интересов государства и бизнеса.

В акте проверки фиксируются недостатки, при этом контролирующим органам необходимо дать разъяснение, вместе с руководителем организации проанализировать, почему они возникли, в чем их причины, истоки. Разъяснение и объяснение руководству предприятия сущности закона или другого правового акта, нарушение которых привело к недостаткам, обязательно даст положительный эффект. В итоге субъект хозяйствования, в отдельных случаях понеся определенное наказание, сможет их устранить и в перспективе улучшить свою работу.

Необходимо понять, что для контролирующих органов важна не только сумма назначенных санкций, а реализация важнейшей функции контроля — предупредить дальнейшие нарушения законодательства. Инспектор, как исследователь, должен опираться в своей деятельность на принцип презумпции добропорядочности руководства учреждения, его добросовестности. Требование вести контроль не только функционально грамотно, но и на законных основаниях должно быть направлено на повышение эффективности всей экономики.

Получить положительный экономический эффект от действий контролирующих органов крайне непросто. Это двоякий процесс: с одной стороны, улучшить качество проверок, а с другой — снизить их число. Только в этом случае мы сможем стимулировать экономическое развитие.

Государственный контроль должен быть объективным, компетентным, регулярным. И, конечно, с человеческим лицом. Только в этом случае можно говорить об ослаблении госконтроля, в том числе снижении числа проверок. Необходимо помнить: контроль — не наказание и не инструмент для наказания. Это мотивирующее средство для продвижения вперед. Только так государственный контроль выполнит свое высокое назначение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter