Коммунальщики, как страусы, прячут от людей головы в песок

Старики, живущие в небольшом поселке, как-то утром раздвинули шторы и вместо солнца увидели… строителя, стоящего на лесах. Накинув халаты, супруги выскочили на улицу. Многоквартирный дом простоял 40 лет и давно ждал капремонта. Неужели счастливый день пришел? Стали расспрашивать строителей: какие работы будут выполнять, почему так неожиданно и могут ли жильцы рассчитывать на благоустройство возле дома. В ответ ни слова. Телефон бригадира не дали — не положено. Пенсионерам пришлось писать обращение, чтобы пояснили, почему о капремонте, если уж взялись его проводить, никого не оповестили заранее.

Действительно, почему бы жильцов не обрадовать хорошей новостью — через неделю начнем ремонтировать ваш дом. Не стоит всем рассылать письма. Повесьте объявление на подъезде или сообщите в поселковый Совет. Коммунальщики же выбирают игру в молчанку, не желая общаться с простыми смертными, пока сами жильцы не напишут обращение. Ответы на них — отдельная тема. Через мои руки проходят десятки таких посланий. Простые истины в ответах зашифруют так, что понять их тяжелее, чем пробраться через терновник. Как будто те, кто дают ответы, и кто их получают, — с разных планет. Представляю себе специалиста по работе с обращениями, которая на казенном языке предлагает мужу суп: «Не отведаешь ли свежеприготовленного легкоусвояемого первого блюда, мой законно сочетаемый супруг». Ответы на обращения читаю с маркером-выделителем: обычно на странице текста суть таится в трех словах: дорогу отремонтируем в сентябре.

Проблемы ЖКХ, не секрет, одни из самых популярных на прямых линиях с властью. То кровля течет, то канализация подводит, то разобраться с оплатой услуг не могут. Мы регулярно готовим отчеты с прямых линий, две трети звонков на них — о работе ЖКХ. Вот хотя бы в последнем номере «СГ» рассказали о том, как спустя всего час после обращения на прямую линию инвалид из поселка Желудок Речицкого района решил вопрос с водопроводом в доме. До этого носился с ведрами, даже многочисленные обращения не могли сдвинуть дело с мертвой точки.

Юрист Жлобинской районной  организации Белорусского общества защиты потребителей Анатолий Попов тоже убежден: коммунальщики не желают общаться с людьми в открытую. Разъяснительная работа с людьми идет совсем не так энергично, как могла бы.

Вот характерный пример. Сельчане повально отказываются ставить счетчики воды в домах и платят с мая по август большие деньги, чтобы поливать огороды. Например, за полив одной сотки коммунальщики берут в Буда-Кошелевском районе 12 рублей 45 копеек, а если огорода 10 соток? Да-да, некоторые платят в месяц более 120 рублей. Не слишком ли большие вложения в будущий урожай? Зато примерно 40 рублей можно выложить однажды на счетчик и его установку — и тогда огород рачительного хозяина съедал бы куда меньше денег. Растолкуй коммунальщики это лично сельчанину или через районную газету, разложив арифметику на пальцах, даже самый упрямый понял бы, противиться счетчикам не стоит. 

То же самое с вывозом твердых бытовых отходов. Суды завалены делами. Люди отказываются подписывать договор на вывоз ТБО – у меня мусора нет, я его сжигаю. Коммунальщики за таких злостных неплательщиков подают в суд, а решением судебных исполнителей потом из пенсии или зарплаты удерживают и плату за вывоз ТБО, и пеню, которая нарастает как снежный ком, и судебные, нотариальные издержки. Сумма в итоге набегает приличная. А если бы толково довели: платить за вывоз ТВО нужно в обязательном порядке и вовремя (деньги-то небольшие — в Буда-Кошелевском районе 55 копеек в месяц за человека), то и «сюрпризов» потом, как письмо из суда, было бы куда меньше. А вслед за ними обращений к коммунальщикам…

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter