Какая форма ЖКХ - государственная или частная - в состоянии обеспечить наилучший баланс между стоимостью предоставляемых услуг и их качеством?

Коммунальная картина

Какая форма ЖКХ - государственная или частная - в состоянии обеспечить наилучший баланс между стоимостью предоставляемых услуг и их качеством?
Этот год проходит под знаком подготовки реформы ЖКХ. Озвучены планы по переходу на возмещение населением жилищно-коммунальных затрат до 100% — на этот раз к 2017 году. Пока мы оплачиваем не более 30%. Но так ли это? Какая форма ЖКХ — государственная или частная — в состоянии обеспечить наилучший баланс между стоимостью предоставляемых услуг и их качеством? 

жкх.jpg


Голосовать рублем


Каков размер общей стоимости жилищно-коммунальных услуг в нашей стране? Именно от ответа на этот вопрос зависит успешность проведения изменений в сфере коммунального хозяйства. Во-первых, только после того как станет известна полная стоимость ЖКУ, можно будет понять, какая доля населения не сможет самостоятельно справляться с возросшей финансовой нагрузкой. Ведь на сегодняшний день всего около 3,5% от совокупного дохода нашей среднестатистической семьи приходится на оплату услуг ЖКХ или чуть менее 7% от среднемесячной зарплаты одного работника по стране, в то время как в соседних странах эти показатели могут достигать 9% и 16% соответственно. Но 16% от 600 долларов средней зарплаты у нас и от 1200 долларов (а то и выше) в соседних странах — это совершенно разный порядок цифр. При этом доля расходов населения на первичные потребности, такие как еду, в этих странах может не превышать 12—14%, в то время как у нас эта статья занимает 40%. Это является не лучшим показателем уровня жизни населения, а в случае изменения структуры расходов в связи с ростом тарифов ЖКУ у граждан может остаться еще меньше средств для удовлетворения других потребностей, обеспечивающих комфорт их жизни.


Во-вторых, именно информация о полной стоимости ЖКУ важна для формирования рынка этих самых услуг. Пока же у нас существует монополия государства в этом секторе (доля частников невысокая). А из-за того, что предпринимателям неизвестна стоимость услуг, сложно оценить свои реальные издержки входа на этот рынок и работы на нем. Горечи добавляет и тот факт, что государственные структуры дотируются из бюджета, а частные предприятия, оказывающие ЖКУ, не имеют возможности компенсировать свои убытки за счет налогоплательщиков. Налицо отсутствие равных условий хозяйствования разных форм собственности.


Только после того как вопрос определения стоимости услуг ЖКХ будет решен, можно активизировать работу по формированию рынка в этой сфере экономики. В последующем важно разделить весь сектор по функциональным обязанностям: выработка тепла, электроэнергии, воды, их транспортировка и так далее. Каждое направление для снижения конечной стоимости ЖКУ должно быть передано частным структурам или в крайнем случае работать по принципу частно-государственного партнерства.


В нашей стране традиционно боятся частной инициативы и рынка, однако, как показывает опыт других стран, такого рода организация рынка услуг ЖКХ позитивно сказывается на качестве и цене. Многие сферы хозяйствования, которые ранее были под патронатом государства (в основном на них была установлена государственная монополия), после реформирования превратились либо в олигополистические рынки, либо в рынки, где присутствуют много игроков. Качество услуг при этом выросло, а стоимость их снизилась, что увеличило доступность этих услуг для большего числа людей.


Суть всех этих действий в том, чтобы передать право контролировать качество и цену предоставляемых услуг от государственных коммунальных служб самим гражданам. Они смогут голосовать рублем. Тогда доходы предприятий ЖКХ напрямую будут зависеть от качества их работы, а не от объема дотаций из бюджета. Но сегодня населению остается довольствоваться отсутствием выбора и соответственно не самым высоким  уровнем качества жилищно-коммунальных услуг. 

Антон Болточко, 
эксперт по экономике


Как не наломать дров


Стоимость жилищно-коммунальных услуг у нас действительно низкая: в минувшем марте средняя зарплата была 5 753 101 рубль, а жировка за двух- или трехкомнатную квартиру, как правило, не превышала 300 тысяч рублей. Иными словами, у нас даже в зимний период жилищно-коммунальные расходы небольшие. Со многими другими странами не сравнить. К тому же там нередко отдельно начисляется еще и муниципальный налог, плата за содержание лифтов, холла, коридоров. То же самое касается и электроэнергии: у нас 1 кВт.ч стоит 5 евроцентов, а в Дании или Германии — почти в 10 раз больше.


Вывод очевиден: нам в любом случае нужно готовиться к “утяжелению” жировок. Уровень зарплат и расходов у нас стремится к европейским стандартам. Проходит то время, когда государство финансировало ЖКХ за счет дополнительных налогов, обеспечивая в условиях постсоветской разрухи все социальные гарантии. Сейчас такой патернализм должен уступить место ответственной гражданской позиции, когда каждый житель берет на себя полную ответственность за себя, свое жилье и территорию вокруг него. Именно с этого начинается настоящий, а не показной патриотизм.


Итак, конечная цель понятна, но неясна дорожная карта для ее достижения. Банальное поднятие тарифов не решит ни одной проблемы, но может породить еще и  обнищание населения на фоне расцвета коррупции. Поэтому серьезным ценовым подвижкам должно предшествовать преобразование махины ЖКХ в высокоэффективную и абсолютно прозрачную систему. Осуществить подобную реформу — задача непростая, а спешка способна привести к развалу жилищно-коммунального хозяйства, что и случилось в большинстве постсоветских стран. А в Великобритании, например, реформа ЖКХ заняла 15 лет. Такой срок и для нас выглядит вполне реалистично.


Что же следует понимать под реформой ЖКХ? Зачастую в ней видят сплошную приватизацию по-шариковски: “Взять все и поделить”. Опасное заблуждение: в нашей климатической зоне подобные действия могут привести зимой к гуманитарной катастрофе. Намного важнее, чем приватизация, создание прозрачной трехзвенной системы ЖКХ “собственники недвижимости — управляющие компании — эксплуатирующие организации”, которая успешно функционирует во многих странах. Участие в ней госпредприятий вполне оправдано, этим разрушается миф 1990-х, будто государство по определению не способно быть эффективным собственником. Например в Хельсинки все коммунальные сети находятся в госсобственности и при этом финская система ЖКХ является предметом зависти во многих европейских странах.


Таким образом, учитывая традиционное позиционирование нашей страны как сильного государства, а также высокую степень доверия населения к его институтам, оптимальным представляется сохранение в госсобственности ключевых сетей (тепловых, электрических, транспортных, водопровода и канализации). Также за государством должны быть закреплены функции надзора и контроля качества обслуживания населения. 


Это подразумевает создание единого колл-центра, формирование стандартов качества и ценообразования, отбор эксплуатирующих организаций на тендерах и конкурсах.Реформа ЖКХ — задача масштабная, комплексная и длительная, требующая мощного информационного сопровождения, воспитательной и разъяснительной работы. Успех реформы на 90 процентов зависит от заинтересованности и вовлеченности населения в ее процесс.

Александр Синкевич, 
экономический обозреватель

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter