«В нашей семье патриотизм – не просто слова». Гендиректор «Марко» -- о предках, участвовавших в войне

Командирская жилка Ивана

«В нашей семье патриотизм — не просто слово», — генеральный директор «Марко» Николай Мартынов часто рассказывает детям и внукам о погибших на войне родственниках, а также бережно хранит в семейном архиве боевые награды дяди и другие военные раритеты.


Николай МАРТЫНОВ с наградами своего дяди Николая Кротова.

Сад  для  потомков командира


Ивана Мартынова из деревни Гудово Дубровенского района — дедушку известного в нашей стране бизнесмена — односельчане всю жизнь звали командиром. Его супругу — командиршей. А дети, внуки и правнуки Мартыновых, соответственно, до сих пор на малой родине остаются «командирятами». Как говорится, слов из давно сложенной народом песни не выбросишь. Почему? Отвечая на мой вопрос, Николай Мартынов, член Совета Республики Национального собрания, генеральный директор ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», улыбается: семейному прозвищу, происхождением которого я сильно заинтересовалась, пожалуй, уже более ста лет. Дедушку прозвали так в начале прошлого века. За принципиальность и лидерские позиции во всех сельских вопросах. Привык Иван всегда и везде быть первым. Вот и в начале Великой Отечественной войны в числе первых подался в партизаны. И погиб, как оказалось, тоже в числе первых…


Анастасия МАРТЫНОВА с удовольствием рассказывает одноклассникам о своих героических предках.

Уже потом, после войны, когда были озвучены материалы военных архивов, его жена и сын узнали, где приблизительно и как это случилось. Партизанский отряд, дислоцировавшийся на Смоленщине, нарвался на вражескую засаду. В окружении полегло немало наших бойцов. В военкомате значилось: пропали без вести. К сожалению, никаких документальных данных о дедушке не сохранилось, кроме нескольких фраз в книге «Память. Дубровенский район».


Этот раритет тоже из коллекции Николая Мартынова.

Война забрала и второго деда по материнской линии — Архипа. Хотя из родной деревни его насильно увезли задолго до начала Великой Отечественной, признав кулаком. Рачительного хозяина, который день и ночь трудился в поле, раскулачили и сослали в Мурманскую область, где он работал в рыболовецкой артели. А в начале войны, судя по всему, «провинившихся» отправили на верную гибель в самые горячие фронтовые точки. Где и как долго удалось повоевать деду Архипу, в какой земле покоится теперь его прах — тоже неизвестно. Никаких следов не осталось.

А вот о дедушке Иване до сих пор напоминает сад. Там, в деревне Гудово, куда Николай Васильевич вместе с детьми и внуками ежегодно наведывается, на старой усадьбе все еще растут и плодоносят посаженные дедом антоновки и малиновки.

Рядовой Николай КРОТОВ после окончания войны.

Рассказы  фронтовика


— Я родился через 12 лет после окончания Великой Отечественной, — рассказывает Николай Мартынов. — И про войну больше всего слышал из уст своего дяди — Николая Архиповича Кротова.

Кстати, это сын того самого впоследствии реабилитированного «кулака». И ушел он в партизаны в 16-летнем возрасте. Воевал. Как и все взрослые, участвовал в спецоперациях, совершал нападения на вражеские гарнизоны. А после освобождения Беларуси вместе с регулярными частями Красной армии гнал врага аж до Берлина. Там встретил Победу и еще некоторое время служил на территории Германии. Домой вернулся победителем, с орденами и подарками.


Трофейные чемоданы теперь украшают интерьер базы отдыха «Марко».

Некоторые из этих подарков его племянник и тезка Николай Мартынов хранит до сих пор. В числе домашних реликвий — добротные кожаные сапоги и два немецких чемодана из прессованного картона.

— Чемоданы я слегка отреставрировал, и теперь они украшают интерьер нашей ведомственной туристической базы, — мой собеседник явно относится к числу коллекционеров. — Там, на базе, я собрал много и других интересных вещиц. А еще помню, как подростком сам носил черную короткую шубу — досталась по наследству из дядиных немецких трофеев. А мама щеголяла в меху из рыси. И были у нее красивые туфли на кожаной подошве, привезенные из Берлина…

Дядя-фронтовик недолго квартировал в родительском доме, получил образование и подался на Вилейщину. В одной из деревень сам лично вместе с сельчанами построил школу, на плечах таская из леса бревна. Директором этой школы Николай Архипович потом работал много лет.

Будущий спасатель Никита МАРТЫНОВ.

Вообще-то, в судьбе нынешнего парламентария куда ни кинь — везде судьбоносные отзвуки войны. Например, родители Николая Васильевича — односельчане. А пожениться решили после того, как несколько месяцев с группой молодежи пешим ходом гнали в Беларусь коров из самой Пруссии, а потом — из Калининграда. После войны-то в деревне ни одной буренки было не сыскать… Лет через десять Василий и Вера Мартыновы уже будут рассказывать своим детям о том, насколько романтическим было это долгое путешествие. Без страха бомбежек и обстрелов, по только что остывшей от огня и пепла земле… Но ушедшая в историю война, к сожалению, отзывалась не только счастьем мирной жизни, но и болью трагедий. Деревенские мальчишки любили играть на месте былых сражений. А там, в еще не заросших окопах и воронках, оставалось множество мин и снарядов. В итоге пострадали родной и двоюродный братья дяди — подростки. Двенадцатилетний Василий погиб, а четырнадцатилетний Иван был тяжело ранен. И все равно военная тема увлекала пацанов. Николай Васильевич — не исключение.

Умение побеждать


В детстве Николай Мартынов рассматривал фронтовые фотографии дяди Коли и мечтал поступить в военное училище. Или пойти в армию и там остаться на контракте, потом получить специальное образование. Увы, не получилось. Подвело здоровье.

— Зато из меня получился отличный обувщик, — шутит теперь сенатор Мартынов. — Не зря отец, который обеспечивал валенками всю округу, с малолетства приучал меня к обувному делу. Годам к десяти я уже вполне мог и сам валенки свалять…

Анализируя свой характер, Николай Мартынов рассуждает так: от предков ему по наследству досталось многое. От одного дедушки — хозяйская жилка. От второго — умение быть лидером и брать на себя ответственность. Дядя-фронтовик поделился стойкостью и мужеством, научил не сдаваться даже в самых трудных ситуациях.

Так что и своих детей, внуков Николай Васильевич учит тому же. Патриотизм, отмечает, не просто слово. Это жизненная позиция. С рождения впитанная психология. Каждый год

9 Мая семья Мартыновых в полном составе выходит на парад. Вот и нынче ждут не дождутся праздника Победы представители нового поколения — пятилетний внук Никита уже готовит военную форму, десятилетняя Настя примеряет пилотку и под строгим контролем папы, который коллекционирует военные экспонаты, позирует с оружием.

Хотел бы мой герой видеть своих внуков профессиональными военнослужащими? Николай Мартынов даже не задумывается: он совсем не против. В мирной жизни, в спокойной и стабильной стране можно сделать карьеру на любом поприще. Было бы желание. Кстати, маленький Никита по секрету уже сообщил деду: лично он мечтает быть спасателем.


a_veresk@mail.ru

Фото автора и из семейного архива героя

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter